Найти в Дзене
Подвал Истории

Тайная любовь Марии-Антуанетты – шведский граф Аксель фон Ферсен

В 2016 году вышла книга историка Эвелин Фарр, которая проливает свет на личную, тайную жизнь Марии-Антуанетты. В книге есть любовные письма, написанные на протяжении десятилетий ею и мужчиной, которого, по её словам, она «безумно любила». Однако этот человек не был королем Франции. Французская королева Мария-Антуанетта была, вероятно, одним из самых неправильно понятых персонажей в истории. Во-первых, хотя она и была королевой Франции, она не была француженкой. При рождении она получила имя Мария Антония Хосефа Иоанна фон Остеррих-Лотринген и родилась в Вене, в Австрии. Также она никогда не произносила фразу, которой она больше всего известна: «Пусть едят пирожные». В большинстве своем историки сходятся в одном: фраза «Пусть едят бриоши» принадлежит французской королеве, но жившей задолго до Марии-Антуанетты. Это сказала Мария-Терезия, первая жена Людовика XIV. Но приписывание этих слов ей изображало королеву бессердечным монархом, не заботящимся о своем народе. Поскольку на самом деле

В 2016 году вышла книга историка Эвелин Фарр, которая проливает свет на личную, тайную жизнь Марии-Антуанетты. В книге есть любовные письма, написанные на протяжении десятилетий ею и мужчиной, которого, по её словам, она «безумно любила». Однако этот человек не был королем Франции.

 Мария-Антуанетта. С картины художника. Фрагмент. Из открытых источников
Мария-Антуанетта. С картины художника. Фрагмент. Из открытых источников

Французская королева Мария-Антуанетта была, вероятно, одним из самых неправильно понятых персонажей в истории. Во-первых, хотя она и была королевой Франции, она не была француженкой. При рождении она получила имя Мария Антония Хосефа Иоанна фон Остеррих-Лотринген и родилась в Вене, в Австрии.

Мадам Дофин, Мария-Антуанетта в образе Гебы (1755–1793). Франсуа-Юбер Друэ. 1773 г. Музей Конде. Шантильи. Франция. Из открытых источников
Мадам Дофин, Мария-Антуанетта в образе Гебы (1755–1793). Франсуа-Юбер Друэ. 1773 г. Музей Конде. Шантильи. Франция. Из открытых источников

Также она никогда не произносила фразу, которой она больше всего известна: «Пусть едят пирожные». В большинстве своем историки сходятся в одном: фраза «Пусть едят бриоши» принадлежит французской королеве, но жившей задолго до Марии-Антуанетты. Это сказала Мария-Терезия, первая жена Людовика XIV.

Мария-Антуанетта сидит в синем с белым платье, с книгой в руке. Элизабет Луиза Виже Лебрен. 1788 г. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников
Мария-Антуанетта сидит в синем с белым платье, с книгой в руке. Элизабет Луиза Виже Лебрен. 1788 г. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников

Но приписывание этих слов ей изображало королеву бессердечным монархом, не заботящимся о своем народе. Поскольку на самом деле она не была француженкой, она стала легким козлом отпущения для патриотических масс, которые хотели обвинить кого-то в бедах общества, а не только короля Людовика XVI.

Штурм Бастилии 14 июля 1789 года. 	 Шарль Тевенин, около 1793 г. Музей Метропилитен. Нью-Йорк. США. Из открытых источников
Штурм Бастилии 14 июля 1789 года. Шарль Тевенин, около 1793 г. Музей Метропилитен. Нью-Йорк. США. Из открытых источников

Исторические записи на самом деле показывают, что она была намного добрее и щедрее, чем полагается в её положении. Даже сейчас, спустя столетия после её обезглавливания во время Французской революции, обнаруживаются новые слои характера этой глубоко неправильно понятой королевы. Она не стала злым гением, развратившим и разорившим Версаль, она просто приняла Версаль таким, каким он был задолго до её появления во Франции. И тому есть неопровержимые доказательства.

Граф Ханс-Аксель фон Ферсен. Автор портрета  Карл Фредерик фон Бреда. Замок Лёфстад, Швеция. Из открытых источников
Граф Ханс-Аксель фон Ферсен. Автор портрета Карл Фредерик фон Бреда. Замок Лёфстад, Швеция. Из открытых источников

Это можно увидеть на примере такой долгой и несчастной любви королевы к шведскому дипломату, который был бесконечно предан ей и, не жалея жизни, до последнего защищал и её, и всю семью королевы от враждебности революционного народа.

Мария-Антуанетта была страстно влюблена в Акселя фон Ферсена

Книга Фарр называется «Я безумно люблю тебя: Мария-Антуанетта и граф Ферсен: Тайные письма». И есть причина, по которой эти письма были секретными: они содержат довольно пикантные подробности о том, как королева Франции относилась к шведскому графу Акселю фон Ферсену, с которым она впервые встретилась, когда ей было всего 18 лет.

Граф Ханс-Аксель фон Ферсен. Старинная гравюра. Из открытых источников
Граф Ханс-Аксель фон Ферсен. Старинная гравюра. Из открытых источников

Есть даже свидетельства, указывающие на то, что он отец как минимум двоих из её детей. В своей книге Фарр показывает, что незаконные любовники использовали невидимые чернила и кодовые имена, чтобы скрывать свою переписку.

Мария-Антуанетта играет на арфе. С картины художника. Из открытых источников.
Мария-Антуанетта играет на арфе. С картины художника. Из открытых источников.

Хотя нет никакого «железобетонного» доказательства, указывающего на то, что у них действительно были физические отношения, можно только сделать вывод о том, что происходило между двумя людьми, которые писали такие вещи, как «Я живу и существую только для того, чтобы любить тебя. Обожание тебя – мое единственное утешение».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В другом месте Ферсен выражал разочарование по поводу того, что им приходится держать их роман в секрете: «Боже мой, как жестоко быть так близко и не видеть друг друга!» Мария-Антуанетта тоже, вероятно довольно сильно увязла в этом романе. «Я собираюсь закончить, но не без того, чтобы сказать тебе, мой дорогой и очень нежный друг, – писала она Ферсену, – что я безумно люблю тебя и никогда, никогда не смогу существовать ни минуты, не обожая тебя».

Мария-Антуанетта с розой.  Элизабет Луиза Виже Лебрен. 1783г. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников
Мария-Антуанетта с розой. Элизабет Луиза Виже Лебрен. 1783г. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников

Прекрасное чувство, которое королева пронесла через всю жизнь. И очень жаль, что конец обоих был так печален: граф Ферсен погиб, как и королева Мария-Антуанетта, от гнева разъяренной толпы, она – в 1793 году в Париже, а он через 17 лет – в Стокгольме.

Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: