Говорят, что человек всегда мечтал о небе. И воздухоплавание — главное тому подтверждение: от неуправляемых аэростатов XVIII века до настоящих исполинов — дирижаблей графа Цеппелина — первой половины ХХ-го. Аэронавтика жива и по сей день, правда всё больше в развлекательных целях. Об истории создания летательных аппаратов легче воздуха, взлёте и провале дирижаблей, аэрофутуризме и о том, что стало с мечтателями плыть по воздуху, — читайте в материале NEWS.ru.
Первый летательный аппарат — свободный аэростат братьев Монгольфье — взмыл в воздух в 1783 году. Конструкционно он напоминал современные воздушные шары и был не управляем. Последнее явно противоречило мечтам создателей о воздухоплавании, которые всё-таки хотели перемещаться в воздушном пространстве по определённой траектории, а не по принципу «куда ветер дунет».
Дирижабли могут быть трёх видов: мягкие – с корпусом из прорезиненной ткани, полужёсткие – с металлической фермой вдоль днища, и жёсткие – с металлическим каркасом, на который натянута ткань.
В 1784-м изобретатель Жак Менье представил в Парижскую академию свой проект, который условно обозначил как «управляемый» — «дирижабль». Корпус по форме напоминал эллипс, внутри внешней оболочки шара располагался прорезиненный мешок (баллонет), а за счёт газообмена водорода и воздуха в баллонете появилась возможность регулировать высоту полёта. До создания суперсовременного дирижабля оставалось ещё чуть-чуть — создать лёгкий и мощный двигатель.
В 1852 году первый полёт совершил управляемый аэростат с паровым двигателем Анри Жиффара. Кстати именно этому французу мир обязан появлением жёсткого каркаса внутри воздушной оболочки.
Спятивший аристократ
В 1897 году делом аэронавтов всерьёз заинтересовался немецкий генерал в отставке, граф Фердинанд фон Цеппелин. Впоследствии, фамилия графа станет именем нарицательным для всех каркасных дирижаблей — цеппелинов.
Увлечение отставного генерала поначалу не нашло благодарного отклика в немецком обществе, СМИ же вовсе сочли, что старик просто спятил. Хотя именно Цеппелин довёл почти до совершенства конструкцию своих дирижаблей. Естествоиспытатель придумал каркас из кольцеобразных ферменных шпангоутов, соединённых между собой такими же стрингерами. Между каждой парой шпангоутов размещалась камера с водородом (всего 1217 штук), что позволяло при повреждении даже сразу нескольких внутренних баллонов сохранять летучесть аппарата.
Вложив все свои сбережения Цеппелин приступил к строительству дирижабля, который он назвал Luftschiffbau Zeppelin («Воздушный корабль Цеппелина» — LZ-1). И летом 1900 года гигант LZ-1, весом 8 т, длиной 128 м, совершил первый успешный полёт, длившийся около 20 минут. Генерал фон Цеппелин сошёл с трапа всеобщим любимцем и едва ли национальным героем.
К Первой мировой войне Цеппелин построил несколько машин длиной 148 м. Крейсерская скорость цеппелинов составляла 80 км/ч, что позволило в самом начале боевых действий отправиться бомбить до этого неприступную из-за Ла-Манша Англию. Дирижабли Цеппелина передвигались на огромной для того времени высоте и не боялись ни самолётов, ни артиллерии. Дополнительным преимуществом стало то, что летательный аппарат идеально подходил для разведки в воздуха. В последствии, когда королевская армия модернизировала свой воздушный флот и зенитную артиллерию, цеппелины превратились в грузовые транспортники, которые с лёгкостью могли пересечь Атлантику.
Германия построила 176 цеппелинов за период с 1900 по 1916 годы
В общей сложности за 16 лет (1900-1916) в кайзеровской Германии было построено 176 исполинов. Граф Цеппелин до конца Первой мировой не дожил, что, наверное, хорошо. Иначе бы старик очень расстроился, узнав, что по итогам подписания Версальского мира, Германии было запрещено строительство дирижаблей. Для любых целей.
Махнуть через Атлантику
Берегов США цеппелины всё же достигли. В 1924 году Гуго Эккенер построил летавший на инертном гелии LZ-126, который и отправился через океан, где безопасный для полётов газ производили в изобилии. Цеппелин был зачислен в ВМФ США и получил название Los Angeles.
Первый цеппелин компании Goodyear-Zeppelin серии ZRS-4 под названием Akron (длина — 239 м, диаметр — 40,5 м, объём — 184 тыс. м3, максимальная скорость — 130 км/ч, максимальная дальность полета — 17,5 тыс. км) поднялся в воздух в 1931 году. Летательный аппарат мог нести в ангарах с люками в полу пять самолётов-разведчиков (более тонны каждый), что позволило превратить дирижабль в воздушный авианосец.
Век «Акрона» был недолгим, спустя два года он попал в жуткий шторм и разбился. Вторым стал цеппелин Macon, который также, отлетав пару лет, потерпел крушение, которое поставило жирную точку в истории строительства жёстких дирижаблей в США.
Роскошь и трагедия «Гинденбурга»
В 1936 году в Германии было построено самое большое воздушное судно, из всех когда-либо поднимавшихся в небо — немецкий дирижабль LZ 129 «Гинденбург».
Гинденбург, без преувеличения, был настоящим шедевром инженерной мысли и одновременно с этим мощнейшим оружием пропаганды Третьего Рейха в его ранние годы.
В 1936 году, Гинденбург совершит 17 трансконтинентальных перелётов с пассажирами на борту. В распоряжении пассажиров на верхней палубе дирижабля был ресторан, читальный зал и отдельная зона отдыха.
На нижней палубе была даже специальная комната для курения, которая представляла собой герметичную капсулу с мощной системой вентиляции. В этой комнате пассажиры могли спокойно выкурить сигару под присмотром метродотеля, у которого была единственная на борту зажигалка.
В трагедии в Лейкхёрсте погибли 35 человек. Всего на борту Гинденбурга находились 97 пассажиров и членов экипажа.
Совокупность описанного выше попустительства в плане курения и огромных объёмов водорода, которым накачивался купол дирижабля, а также ошибка экипажа привела 6 мая 1937 года Гинденбург к катастрофе на аэродроме Лейкхёрст, штат Нью-Джерси. Взрыв произошёл на высоте около 100 метров, корпус дирижабля охватил огонь, затем исполин рухнул на землю. Трагедия Гинденбурга стала самой крупной в истории воздухоплавания.
Пламя охватило Гинденбург, когда пилоты воздушного судна пытались посадить дирижабль. Проблемы у экипажа начались ещё на подлёте к США, которому никак не удавалось выровнять воздушное судно: чувствовался существенный крен на хвостовую часть. Не помог и экстренный сброс водяного баласта.
«Он горит, его съедает пламя … О, люди, и все пассажиры!», — звучит возбуждённый голос диктора во время кадров кинохроники, запечатлевшей последние 34 секунды Гинденбурга (ровно столько длилась катастрофа с момента взрыва до удара об землю)
В результате крушения погибли 35 из 97 человек, находившихся на борту, а также сотрудник наземной службы.
Взгляды футурологов
На самом деле, дирижабли пришлись по вкусу современной публике. Красота, футуристичность внешнего вида и немыслимое сочетание воздушной лёгкости и огромных размеров вызывали восхищение у всех, кто воочию видел цеппелины.
Кстати даже после крушения Гинденбурга пассажиры продолжали бронировать билеты на перелёты из Германии в США и Южную Америку на борту дирижабля аналогичного класса «Граф Цеппелин». Но сразу же после трагедии правительство Германии запретило пассажирские перевозки на дирижаблях, вывело «Граф Цепеллин» из эксплуатации, а в 1940 году закрыло и программу постройки «Гинденбурга-2».
В 1960-х аэронавтику пытались присовокупить к освоению космоса, потом про подобные разработки забыли вовсе.
В последнее время вопрос о воскрешении аэростатов и даже цеппелинов возникает всё чаще. Применение современных технологий позволяет им быть более компактными. В 2010-х активно шла работа сразу над несколькими проектами, в том числе и весьма амбициозным Aeroscraft.
Aeroscraft — летательный аппарат американской компании Aeros Corp., который сочетает в себе технические возможности вертолёта, турбовинтового самолёта и дирижабля. предполагается, что воздушное судно сможет стать отличным решением для экологичной перевозки грузов.
Современные дирижабли способны развивать крейсерскую скорость в 150-200 км/час, дольше оставаться в воздухе и преодолевать без посадки большие расстояния. При этом такие аппараты способны перемещать большие грузы с относительно низкой стоимостью тонно-километра.
В целом, у дирижаблей есть масса преимуществ:
- отсутствие обязательной привязки к инфраструктуре (ему не нужен аэропорт, доставку грузов он осуществляет от склада к складу);
- это экологичный транспорт. Даже самые огромные цеппелины в проекте имеют четыре дизельных двигателя, выхлоп которых сильно меньше любого из авиационных двигателей, а большие размеры дирижабля прямо-таки «провоцируют» на установку на их поверхностях солнечных батарей и использование электромоторов;
- Они прекрасно подойдут для эксклюзивного, спокойного и безвредного для окружающей среды туризма.