Старший умный был детина, // Средний сын и так и сяк,// Младший вовсе был дурак.
(«Конёк-горбунок», П. Ершов)
В редкой русской сказке не появятся три брата, два из которых респектабельные, а третий — младший на всю голову...
... Но ведь именно этот последний, затащив вечером в постель лягушку, проснется утром рядом с Принцессой! Конек-Горбунок у него при невыясненных обстоятельствах арабским жеребцом окажется, коммуналка его за одну ночь в палаты премиум-класса превратится, а главное — никакой за это уголовной ответственности! Даже условно не дают! Значит, хоть сказка и ложь, но кое-какие намеки в ней поискать следует. Некоторые из них, а может быть и главные, уловил доктор философских наук, профессор Владимир Курашов:
— Герои русских народных сказок (Иван-дурак, Емеля) и сказок гениальных выразителей народного духа (работник Балда в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде») достигают многого с помощью не суетной деловитости, а созерцательного, мудрого взгляда на жизнь и пренебрежения к ее суете. Каждый мыслящий человек хорошо знает, что созерцания, размышления прибавляют знания и мудрости в тысячу крат больше, чем физические движения или даже усвоение сказанного кем-то. Уверен, те, кто ошибочно считают этих героев лентяями, пусть считают такими всех мыслителей, ученых, композиторов.
А мы с тобой, уважаемый Читатель, чем сейчас занимаемся? — Вот именно! Не мешки ворочаем! Размышляем. Демонстрируем равноудаленность и от скоропалительных выводов, и от суетной деловитости, и от потребительских трендов. Олицетворяя невмешательство, дрейфуем в сторону Прекрасного.
И вот что интересно! Окажись здесь американские джазовые музыканты, услышь они (в переводе Гоблина) русские сказки, наверняка согласились бы с каждым словом! Особенно с тем, что лень — стартовая платформа для созидания.
И ведь, что интересно, три брата, как персонажи американской сказки-мечты, на том конце джазовой сцены тоже появлялись! Только не всегда двое старших на шее третьего катались.
Взять хоть братьев известных Джонсов - пианиста Хэнка, барабанщика Элвина и трубача Тэда!
Хэнк Джонс (1918 — 2010 гг), один из семи детей баптистского священника и самый старший из трех знаменитых чернокожих братьев-Джонсов. Замечательный пианист. Покладистый сайдмен и сильно недооцененный солист. Хэнк прожил, как несложно заметить, без малого девяносто два года. Столько же, кстати, сколько и отец шестерых детей, его коллега, джазовый пианист Дэйв Брубек. Так же, как и Брубек, Джонс восхищался игрой пианиста Фэтса Уоллера и так же, как Брубек, играл джаз со своими двумя братьями. — Вот сколько совпадений!
То время вообще было волшебным! Классики джаза курсировали по территории Штатов словно электробусы по улицам Москвы. — Просто встань и жди. Сам подойдет!
И Хэнк ждал. Упорно при этом самосовершенствуясь.
Первым к одаренному молодому человеку подрулил один из гигантов джаза, завсегдатай «Большой Тройки» тенор-саксофонистов Коулмен ХОУКИНС! (Двумя другими, напомню на всякий случай, были Лестер ЯНГ и Бен ВЕБСТЕР).
В скором времени последовало другое заманчивое приглашение — от самого Нормана Гранца, продюсера и популяризатора джаза, владельца джазового лейбла, организатора марафонской серии концертов с участием «всех звезд» «Джаз в филармонии» (J.A.T.P.). И Хэнк никому не отказывал!
Старшенькому Джонсу довелось поиграть даже с Чарли Паркером, ключевой фигурой бурно развивающегося жанра. А еще были совместные записи с Эллой Фитцджеральд и Нэнси Уилсон, Дональдом Бердом и Бенни Гудмэном, Кэннонболлом Эддерли, Весом Монгомери...
Одной из творческих вершин, на которые забрался Хэнк Джонс, стал потрясающий альбом Кэнноболла Эддерли "Something else" (1959 г).
Послушаем композицию с этого прекрасного альбома Love for Sale.
Однако, и в сольных альбомах Хэнк держится с большим достоинством! На том же, высочайшем уровне,что и лучшие его современники. — Странно даже, вроде и не младший брат, но к Хэнку судьба была чрезвычайно благосклонна!
Послушайте несколько композиций, записанных с участием Хэнка Джонса. Первая — Medley (Bidin' My Time / But Not For Me), вошедшая в альбом Ruby Braff Goes Girl Crazy. Послушайте, как славно солируют один за другим партнеры Джонса — корнетист Руби Брафф, гитарист Джим Холл, саксофонист и флейтист Эл Кон, затем — сам Хэнк.
Другую пьесу — эллингтоновскую In A Sentimental Mood — артист записал в трепетном одиночестве, как номер альбома-посвящения Дюку.
А вот еще одна замечательная баллада, сыгранная вместе с тенор-саксофонистом Джеймсом Муди — Soul Trane.
Или оцените исполнение Хэнком уже в составе Great Jazz Trio знаменитой гершвиновской Summertime!
И вот ещё номер Don't Blame Me, который пианист записал вместе с известным трубачом Дональдом Бёрдом. Слушаем...
Да уж... Хотел рассказать сразу о трёх "джазовых братьях" Джонсах, но столько у них отличного музыкального материала, в записи стольких альбомов стольких великих джазменов они принимали участие, что, дай Бог, всё это добро в три стать уместить! :)
В общем, чтобы вас в одночасье не придавило Прекрасным, вы послушайте пока только Хэнка Джонса, а я придержу на пару дней материалы об Элвине и Тэдди. И будет нам счастье на целую неделю!
Продолжение следует.
Музыку "джазовых братьев" Джонсов начал переслушивать Лев Комов.
Слушайте ещё музыку на канале "5 лучших!":
- Всем, кто любит джаз: самое лучшее за 2020-й год!
- ДИСКОТЕКА 70-х: главные публикации 2020-го года.
- Рок 80-х: а в это время в СССР...