Человек издревле задумывается о способах продления жизни и управления своими внутренними процессами. Это привело к процессу самоисследования. Исследование себя привело к появлению различных методик и способов исследования. Так родилась наука о теле и психике человека, которую мы с вами сегодня знаем как медицину и психологию.
Также в процессе рождались различные философские системы, а также системы, которые мы бы назвали методами саморазвития и саморегуляции. Эти системы иногда включали в себя только теоретические описания, для того, чтобы человек лучше понимал закономерности и принципы работы своего организма и психики. Иногда и часто такие системы включали в себя конкретные способы воздействия на внутренние механизмы для их улучшения, развития и управления ими.
Интересно, что процесс этот происходил как бы с разных сторон, в разных культурных традициях, разных эпохах, разных странах. И где бы человек не исследовал себя - он неизменно находил одни и те же внутренние процессы, обнаруживал одни и те же закономерности их работы. Отличались лишь описания, термины.
Интересно также и то, что методики, техники, с помощью которых человек оказывал влияние на свои внутренние процессы также мало чем отличались друг от друга. Ведь если материал с которым происходит работа, а также цель одинаковы везде - инструменты, методы также в итоге будут примерно одинаковые, может быть с небольшими отличиями.
Причина этого простая - объект исследования один и тот же - человек, его тело и психика. А значит анатомия, физиология и психология также фундаментально будут одними и теми же у всех людей.
Так появлялись на свет различные методики. В Индии это была йога - наука об управлении телом и психикой, в Китае - цигун - искусство управления внутренней энергией. Также появлялись различные системы, которые в последствии стали религиозными традициями - шаманизм, иудаизм, христианство, даосизм, различные течения индуизма, буддизм и так далее. Данные методы решали не только, а иногда и не столько вопрос продления жизни, сколько еще более фундаментальные задачи - место человека в мире, поиски смысла жизни, ответы на вопросы о существовании, бытие, высшем разуме и так далее.
Люди, которые занимались изучением и применением подобных методик, преследовали свои личные цели. Кто-то желал вылечить себя от каких-то недугов. Кто-то занимался поиском ответов на экзистенциальные вопросы. И каждый из них будучи частью процесса вносил свой вклад. Эти люди проверяли все на личном опыте, допускали ошибки и находили их решения, фиксировали все в книгах и трактатах, чтобы последующие поколения могли развиваваться более продуктивно. За тысячи лет существования подобных методик, методом проб и ошибок, анализа и синтеза выкристализовывались Системы. Эти системы обладали обширным арсеналом приемов и техник, а также обширной философской базой, пользуясь которой человек мог с нуля, следуя инструкциям получить те или иные результаты. Так образовывались традиции саморазвития, которые включали в себя многие поколения исследователей. Постепенно в каждой системе формировалась методология передачи знаний, обучения. И многие из таких систем методом естественного отбора дошли до наших дней. Благодаря многообразию подходов и описаний человек выбирал и может выбирать для себя сегодня методики, которые подходят именно ему и решают именно его задачи.
У различных методик саморазвития есть общие идеи, отталкиваясь от которых и формируется соответствующая практическая и теоретическая часть.
Одна из таких идей заключается в том, что человеку от природы присущи различные механизмы, которые сформировались в процессе эволюции. обычно такие механизмы, которые очень важны для выживания переходят в разряд бессознательных. То есть работают они на автомате. Чтобы сознание не набедокурило там. Однако на автомате они также работают на идеально. Поэтому оказывается, что сознание все таки может влиять на эти механизмы. То есть возможно на бессознательное влиять сознательным. Иными словами человек может сознательно управлять естественными, автоматическими механизмами тела и психики. И для этого используются специальные средства, упражнения.
Это дает возможность любому человеку, например развить навыки адаптации, усилить работу иммунной системы, контролировать работу мозга, свое настроение, мыслительную активность, развить способности к саморегуляции, то есть усилить восстановление тела и психики и избавить себя от накопленных проблем и не только.
Итак. Тренировать можно не только мышцы, но и гораздо более тонкие телесно-психические механизмы. Очевидно жизнь человека становится совсем другой. Более эффективной, более удобной. И сам человек становится куда более эффективным в жизни, более здоровым и психологически уравновешенным.
Получается, что если ты хочешь настроить организм - это возможно. Это в твоих силах. Для этого важно понять свои цели и задачи, выбрать инструменты для этого, изучит их и применять их.
В этой статье я хотел в целом описать концепцию эволюции воззрений на методики саморазвития и саморегуляции.
Чего вам не хватило? Было ли полезным - напишите в комментариях.
Дальше будем углубляться.
цигун "8 кусков парчи"