Пожалуй самым тихим и даже немного сонным городом Московской области является Высоковск, расположенный неподалёку от более оживлённого Клина. Родившийся в виде небольшой промышленной слободы, он словно застыл то ли в эпохе самодержавия, то ли во временах Хрущёва. Не знаю как так получилось, но в Высоковске отлично сохранилась атмосфера фабричного городка с пронизанными стариной творениями промышленной архитектуры, медленно умирающими после закрытия градообразующего предприятия.
Всё началось в 1864 году, когда купцы Иван Васильев и Григорий Кашаев основали текстильную фабрику близ деревни Некрасино у реки Вяз. Первоначально, фабричные строения были деревянными и через несколько лет сгорели в страшном пожаре. Купцы не растерялись и не пошли по миру, вскоре на месте пепелища выросли кирпичные стены новой фабрики, намного больше прежней. Местные земли богаты глиной, поэтому было решено возвести ещё и кирпичный завод, позволявший производить стройматериалы на месте. Постепенно Васильев и Кашаев поняли, что в одиночку не потянут расширение производства, поэтому в 1879 году в состав учредителей предприятия вошло несколько иностранцев: британский подданный Роберт МакГилл, барон Фёдор Кноп, коммерции советник Иван Прове и некий Карл Гести. Фабрика росла, а вместе с ней рос и расположенный по соседству посёлок: появились рабочие казармы, реальное училище, народный дом, больница, пожарная часть, здания административного назначения и многое другое. Была даже железнодорожная станция, поезда к которой ходили со стороны Клина по однопутному ответвлению от Николаевской железной дороги. Торф для обеспечения фабрики энергией, ещё с 1898 года поставлялся с Саньковских болот, а в 1921 году для этих целей была проложена узкоколейка. Постепенно за рабочим посёлком закрепилось название Высоковск, объяснимое тем что стоит он на пригорке, чуть выше окружающей местности. В 1940 году посёлок получил статус города.
Свой рассказ о городе я начну с описания его центра, если это понятие вообще уместно в данном случае. Высоковск совсем небольшой, пройти его быстрым шагом от одного края до другого можно минут за пятнадцать. Центром города я бы назвал площадь возле памятника героям Великой Отечественной войны и прогулочную зону рядом с Народным домом.
В дореволюционной России народные дома являлись аналогами советских домов культуры. В других странах Европы такие учреждения тоже были и назывались также, например Volkshaus в Германии. Среди народных домов, сохранившихся в российских городах, я видел очень красивый народный дом с деревянной резьбой в Кулебаках (Нижегородская область), изрядно перестроенный народный дом возле Электрозавода в Москве, народный дом в Костроме и народный дом общества трезвости во Владимире.
Здесь был центр культурной и общественной жизни фабричного городка, в котором работала библиотека, проходили спектакли, а в неспокойные годы формировались революционные отряды.
И отряды партизан, готовившихся сражаться на захваченной врагом земле, тоже собирались тут. Высоковск был в оккупации чуть больше двадцати дней, но немцы видимо не успели разрушить его при отступлении.
К заднему фасаду народного дома пристроена сцена для летних выступлений и разбит уютный парк, где весело играют дети и чинно сидят по лавочкам бабушки. По его центру проходит длинная аллея с окончанием возле братской могилы советских войнов, погибших при освобождении города в 1941 году.
Очень много уроженцев Высоковска полегло на фронтах Великой Отечественной войны, длинный список их имён занимает сразу несколько каменных плит. В центре мемориала стоит мраморный бюст героя Советского Союза Николая Андреевича Курятникова, чьё детство прошло в этом городе. Свою золотую звезду он получил за храбрость, проявленную при переправе через Днепр в районе белорусской деревни Нижние Жары. К сожалению Николай не дожил до победы, он умер от тяжёлых ранений, полученных в одном из ожесточённых боёв в марте 1944 года.
С центральной площади видны рабочие казармы внушительных размеров, сохранившие свою специализацию по сей день. Не удивлюсь, если там до сих пор есть потомки рабочих, нанятых на фабрику ещё до революции.
Казармы выглядят очень добротно, жаль что одну из них снесли в двухтысячные.
Старые трансформаторные подстанции добавляют городу колорита.
Между казармами затерялся неприметный памятник событиям революционного 1905 года. В тот год, ткачом Василием Владыкиным был образован рабочий кружок из нескольких человек, для отвода глаз получивший название «Кружка трезвенников». Постепенно кружок наладил связи с московской организацией Российской социал-демократической рабочей партии и стал поднимать местный пролетариат на борьбу с буржуазией. Летом 1905 года, рабочие Высоковской фабрики устроили стачку. Своими представителями они выбрали Владыкина и ещё одного рабочего - Семёна Чудина. Владельцам производства были выдвинуты требования о повышении зарплаты на двадцать процентов, отмены увольнений без объяснения причин и гарантиях оплаты труда подёнщиков. Поначалу администрация фабрики пыталась пойти на компромисс, предложив увеличить зарплату не на двадцать, а на десять процентов. Это предложение рабочие не приняли и стачка продолжилась. В конце-концов директор фабрики обратился в полицию, после чего в посёлок прибыли войска, подавившие выступления. Ткачи были вынуждены вернуться к работе, кроме тех трёхсот шестидесяти человек, которых хозяева фабрики уволили в отместку за волнения. Судьба лидера стачки была печальной, вскоре его выволокли из дома и до смерти избили черносотенцы.
В нескольких десятках метров от памятника убитому революционеру расположен храм цесаревича Алексея, погибшего от рук других революционеров. Что тут можно сказать, Россия - страна сложной судьбы.
В этом милом деревянном домике работает детская школа искусств.
Прежнего назначения этого здания я не знаю, но могу сказать, что оно поистине уникально.
Подобных наличников из светлого кирпича я больше нигде не видел.
Это невыразительное здание было сушильней при больнице. Тут высушивали бельё и одежду.
Эффектное здание училища является подлинной жемчужиной богатого на сюрпризы фабричного городка.
Табличка над его входом гласит: « Высоковское училище. Построено в 1896 году, в память об учредителе товарищества Высоковской мануфактуры Романе Мак-Гилле его вдовой».
Училище было построено в память о покойном промышленнике Роберте МакГилле его женой Джейн. Кроме того, на её средства был возведён дом пастора при англиканской церкви святого Андрея в Москве. Роберт был по происхождению шотландцем, после переезда в Россию именовавшим себя Романом Романовичем Мак-Гиллем. Как уже было упомянуто, он стал одним из учредителей Товарищества Высоковской мануфактуры. Помимо доли в Высоковском предприятии, он владел механическим, чугунолитейным и цементным заводами в Москве. Его жена Джейн МакГилл умерла в 1918 году, когда злые матросы выбросили её из собственного дома в лютый мороз. До недавнего времени в Высоковске был дом, в котором жила чета Мак Гиллов, но к сожалению два года назад его снесли. Теперь лишь старая надпись на полузаброшенном училище напоминает о вкладе, сделанном этими людьми в развитие города.
Если в левом крыле ещё горит свет и теплится какая-то жизнь, то правое кажется окончательно заброшено.
Дверь была приоткрыта и я подошёл заглянуть, что за ней. Изнутри чувствуются запахи затхлости, сырости и гниения.
Чуть поодаль, в воздухе витают более приятные ароматы свежей выпечки. Здесь уже многие годы работает пекарня с удивительно низкими ценами.
Морская тематика всегда кстати, даже если ваш город обделён морями, океанами и даже приличными озёрами.
Казарма в которой жил революционер Владыкин расселена и понемногу разрушается вандалами. Я хотел зайти внутрь, чтобы посмотреть интерьеры, но был остановлен крайне неприятными запахами и лежащими на каждом шагу отходами жизнедеятельности.
Если вы хотите путешествовать по российским городам с целью осмотра архитектуры и достопримечательностей, то лучше делать это прямо сейчас, потому что с каждым годом всё самое интересное в них всё больше и больше разваливается или вообще разрушается до основания. Настанет момент, когда в большинстве русских городов не останется ничего, кроме редких памятников архитектуры, затерянных среди типовых многоквартирных домов, ангаров супермаркетов и прочих сугубо утилитарных построек. Я это вижу на примере городов в которых был десять или даже пять лет назад, в каждом из них ещё недавно было гораздо больше своеобразия и уникальности.
Позади заброшенной казармы расположена действующая пожарная часть, что очень удобно, ведь не нужно далеко ехать в случае возгорания в бесхозном здании. Говорят, что скоро будет построена новая пожарная часть, а что станет с исторической никто не знает. Вполне возможно, что её постигнет печальная судьба расположенной по соседству казармы.
Вот я и подошёл к фабрике. В мае 1924 года её работники на свои средства установили необычный памятник Ленину.
К тому времени минуло всего лишь три с половиной месяца после смерти вождя мирового пролетариата. Этот памятник был первым памятником Ленину в Клинском уезде и одним из первых в стране.
Справа от памятника стояло здание столовой и кафе. От них остался лишь фундамент с выложенными плиткой полами.
Через дорогу от фабрики стоит дореволюционное здание, использовавшееся в качестве гаража и мастерской.
Высоковская фабрика представляет из себя вытянутое сооружение с водонапорной башней посередине, окрашенное в традиционную для фабричной архитектуры красно-белую расцветку.
Фабрика пережила революцию, мировые войны, крах Советского Союза, а вот сытые двухтысячные пережить не смогла. В 2009 году предприятие было признано банкротом, всё его оборудование вывезли в Иваново.
В наше время Высоковск представляет из себя классический моногород с ликвидированным градообразующим предприятием, где всё работоспособное население ездит на заработки в Москву или Клин.
Со стороны деревни Некрасино, на пути у реки Вяз расположены два пруда: Холодный и Тёплый. Холодный побольше и почище, Тёплый поменьше и насыщен водорослями.
Таким я увидел Высоковск в июне 2021 года. Не всё мне удалось посмотреть, поэтому стоит вернуться ещё раз.