Начало истории
Пятая принцесса Йоркская (четвёртая умерла в младенчестве) не может похвастать счастливой судьбой. Она могла стать герцогиней Бургундии и королевой Кастилии. Не сложилось. Позже у Анны был шанс выйти замуж за короля Шотландии. Тоже не вышло. В конце концов девушку выдали замуж за Томаса Говарда.
Интересно, что этого жениха ей выбрал ещё Ричард III. После его гибели и восшествия на престол Генриха VII о Говарде вроде забыли, но потом опять вспомнили. Возможно напомнила сама Анна. Судя во всему, они с Томасом с детства знали друг друга. Это не предполагает обязательной взаимной симпатии, и всё же… Королева Элизабет прислушивалась к мнению любимых младших сестёр, она могла учесть пожелание Анны.
Так или иначе Анна Йорк на свою беду стала женой Томаса Говарда. Увы, все рождённые в этом браке дети умерли вскоре после появления на свет. Муж сожительствовал с любовницей, некой Бесс Холанд. Сама Анна постоянно болела, при дворе появлялась редко. Умерла примерно в тридцать шесть лет, точная дата смерти неизвестна.
Томас Грей, получивший титул герцога Норфолка, отличился уже после смерти супруги. Это он сначала содействовал женитьбе Генриха VIII на Анне Болейн, а после сделал всё, чтобы погубить племянницу, и сам зачитал ей смертный приговор. Когда королевой стала другая его племянница, Норфолк добился права жестоко преследовать сторонников реформации. И явно получал от этого удовольствие. Однако, после казни Кэтрин Говард, Сеймуры вновь взяли верх над кланом Говардов.
Старшего сына Норфолка, поэта Генри Говарда, арестовали и казнили за девять дней до смерти Генриха VIII. Норфолку повезло, король умер за день до его собственной казни. И хотя герцога не спешили выпускать из тюрьмы, смерти всё же удалось избежать. Впрочем, к Анне это не имеет уже никакого отношения. Она умерла почти за сорок лет до того.
Шестая принцесса Йоркская, Кэтрин, тоже могла стать женой иноземного монарха, например принца Хуана, наследника престолов Арагона и Кастилии. Но как и все её сёстры, в конце концов, осталась в Англии и вышла замуж за английского подданного, Уильяма Куртене. Род Куртене вёл родословную от французского дворянства. Отец Уильяма, да и сам он, были рьяными сторонниками Тюдоров и занимали видное положение при дворе.
После женитьбы на родственнице короля положение Куртене только улучшилось. Всё изменилось в 1502 году. Сэра Уильяма арестовали и отправили в Тауэр. Генрих VII заподозрил его в сношениях с заговорщиками, которые планировали возвести на престол йорксистского претендента Эдмунда де ла Поля. Никаких доказательств вины не обнаружили, тем не менее Ульям Куртене провёл в заключении несколько лет. Кроме того его лишили имущества и права наследования титулов и владений отца.
Королева Элизабет вступилась за сестру, и Кэтрин не тронули. Ей даже позволили остаться при дворе. Элизабет взяла на себя расходы по обучению племянников, а также позаботилась о том, чтобы обеспечить достойное содержание в тюрьме супругу Кэтрин. Эта женщина воистину была ангелом-хранителем своей семьи. Её смерть стала невосполнимой утратой для всех близких.
В течение года Кэтрин лишилась мужа, а потом потеряла и младшего сына. Мальчик заболел неожиданно, болезнь протекала скоротечно, так что несчастная женщина не успела даже проститься с малышом Эдвардом. На этом бедствия не закончились. Через несколько месяцев умерла единственная покровительница Кэтрин, королева Элизабет. Оставшаяся без поддержки молодая женщина обратилась за помощью к свёкру. Граф Девон выделил средства на содержание внуков, получила ли что-нибудь сама Кэтрин — неизвестно.
Она как-то продержалась те шесть лет, что оставалось править Генриху VII. Как только к власти пришёл племянник Кэтрин, Генрих VIII, он первым делом вернул тётушку ко двору. Более того, оплатил расходы на переезд. А следом освободил Уильяма Куртене и вернул ему все владения. К сожалению, насладиться свободой и богатством Ульяму не удалось. Он уже был тяжело болен и умер через пару лет после выхода из тюрьмы.
Так после шестнадцати лет брака, семь из которых прошли в разлуке с мужем, Кэтрин овдовела. Она могла ещё раз выйти замуж, ей позволяли и возраст, и положение. Могла, но не захотела. Настолько любила мужа, что после него ей не нужен был никакой другой мужчина? Или наоборот, была не в восторге от замужества и решила впредь не ввязываться в подобные авантюры? Не все женщины в то время имели выбор, но Кэтрин Йоркская могла позволить себе этот каприз.
Она стала полновластной хозяйкой владений умершего мужа. Сын пока был слишком мал, чтобы управлять землями и поместьями самостоятельно. Мать старалась привести дела в порядок к его совершеннолетию. Позаботилась она и о том, чтобы найти подходящего мужа для дочери. Правда вскоре после свадьбы девушка умерла. А сын Кэтрин стал ближайшим другом короля Генриха VIII. Хорошо, что она не дожила до того дня, когда Генрих отдал приказ отрубить голову своему ближайшему другу. Но это уже другая история, её я рассказала вот здесь.
Кэтрин редко бывала при дворе. Она прекрасно обустроилась в Девоне. Окружила себя роскошью приличествующей её положению — главы самой влиятельной семьи в графстве: книги, дорогие ткани, лучшие вина, пряности. Охотилась, слушала менестрелей, объезжала владения. При этом поддерживала добрые отношения с племянником.
Судя по всему, Кэтрин, как и её старшая сестра, была женщиной добросердечной и деятельной. Она не ссорилась с соседями, если тем случалось подстрелить дичь на её землях и не подвергала строгим наказаниям браконьерствующих бедняков. Была щедра с сыном, не скупилась на милостыню. Отдала распоряжение выплатить слугам годовое жалование после своей смерти. А умерла в 1527 году в возрасте сорока девяти лет.
Самая младшая, седьмая принцесса Йоркская, стала монахиней. Она всю жизнь провела в Дартфордском монастыре. Это была закрытая обитель и Бриджит не покидала её без серьёзного повода. Одним из таких поводов стала смерть матери юной принцессы.
Бриджит переписывалась с сестрой-королевой. Известно, что она взяла на воспитание двух девочек-сироток. Точная дата смерти монахини из дома Йорков неизвестна. Похоже, что дольше всех сестёр прожила шестая из них, Кэтрин.
Сын Кэтрин оказался единственным претендентом на английский престол, после детей королевы Элизабет. Зачастую такое наследие оборачивается не удачей, а трагедией. В случае с потомками Кэтрин злой рок задел не только её сына, но и внука. Об этом в другой раз.
О родне принцесс со стороны отца
О родне принцесс со стороны матери
Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статьи о других исторических персонажах.