Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"Я пью за здоровье не многих..." История одиночества. П.А.Вяземский. Глава VII

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно! Эта глава будет значительно длиннее предыдущих... И не от того, что я несколько подустал от жизнеописания нашего героя, вовсе нет... Просто - по скромному моему суждению - "постпушкинский" период его жизни целесообразнее рассмотреть единым "массивом". Почему - надеюсь, станет понятнее далее. Год после смерти Пушкина князь Пётр Андреевич провёл в тяжких страданиях – и это не просто слова! Мучаясь собственной виною перед памятью Пушкина, он впал в жесточайшую меланхолию (мы помним, что Вяземский вообще, как всякий «тонкокожий» художник, был крайне подвержен длительным, если не сказать – затяжным, перепадам душевного настроя), подавал в отставку – не приняли, вместо отставки – наградили «Святой Анной» II степени... Оказал посильную помощь Жуковскому, разбирая пушкинские рукописи (можно представить – чего ему это стоило!) Пытался как-то вытянуть совсем захиревший «Современник», редактируемый

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Эта глава будет значительно длиннее предыдущих... И не от того, что я несколько подустал от жизнеописания нашего героя, вовсе нет... Просто - по скромному моему суждению - "постпушкинский" период его жизни целесообразнее рассмотреть единым "массивом". Почему - надеюсь, станет понятнее далее.

Год после смерти Пушкина князь Пётр Андреевич провёл в тяжких страданиях – и это не просто слова! Мучаясь собственной виною перед памятью Пушкина, он впал в жесточайшую меланхолию (мы помним, что Вяземский вообще, как всякий «тонкокожий» художник, был крайне подвержен длительным, если не сказать – затяжным, перепадам душевного настроя), подавал в отставку – не приняли, вместо отставки – наградили «Святой Анной» II степени... Оказал посильную помощь Жуковскому, разбирая пушкинские рукописи (можно представить – чего ему это стоило!) Пытался как-то вытянуть совсем захиревший «Современник», редактируемый теперь милейшим Плетнёвым. Осенью 1837-го Вяземский получает ещё одно скорбное известие – в Москве скончался Дмитриев, то самый Иван Иванович Дмитриев, что отечески опекал литературные начинания молодого князя, что олицетворял собою старую Москву...

Я пережил и многое, и многих,
И многому изведал цену я;
Теперь влачусь в одних пределах строгих
Известного размера бытия.
Мой горизонт и сумрачен, и близок,
И с каждым днем всё ближе и темней.
Усталых дум моих полет стал низок,
И мир души безлюдней и бедней...

В мае 1838-го князь отбывает в Европу – надолго. Берлин, Франкфурт, Париж, Лондон... В Париже встречался со знаменитой когда-то «властительницей дум» и хозяйкой влиятельного салона мадам Рекамье, оказавшейся ныне милой старушкой, и с Жорж, прославленной актрисой, любимицей Александра Павловича и Наполеона... ей рукоплескала публика целого континента, а теперь перед Вяземским сидела накрашенная донельзя жеманная старая кукла... Оптимизма такие метаморфозы и без того сумрачно настроенному князю, понятное дело, не добавили.

Такой знавала "мадемуазель Жорж" Европа, не исключая  сразу двух Императоров - неравнодушных поклонников её красоты и талантов...
Такой знавала "мадемуазель Жорж" Европа, не исключая сразу двух Императоров - неравнодушных поклонников её красоты и талантов...

Европа, сумев поначалу немного развлечь (и отвлечь) Петра Андреевича, через год наскучила ему... Да и на родине за него решили, что пора бы Вяземскому и возвращаться – как бы не остался! В России – новые потери: один за другим уходят люди его круга, былые друзья и свидетели молодости князя: Лиз Хитрово и Денис Давыдов, в январе 1840-го – слепой страдалец - поэт Иван Козлов И, как апофеоз всему – смерть в ноябре 1840-го от чахотки восемнадцатилетней Наденьки, долгое время безуспешно лечившейся в Баден-Бадене... За что Господь так жестоко карает его?..

Княжна Надежда Петровна Вяземская (1822 - 1840)
Княжна Надежда Петровна Вяземская (1822 - 1840)

В 1841-м на дуэли убивают Лермонтова. Вяземский не был особо близок с ним, при первой встрече вообще обозначил для себя Лермонтова как ненужный слепок с Пушкина, после, правда, мнение о поэте изменил... Отъезд постаревшего Жуковского за границу – насовсем. Больше свидеться им не суждено. Уходит даже адмирал Шишков, против которого и в пику которому образовался когда-то незабвенный «Арзамас»! Теперь эти литературные баталии кажутся Вяземскому милыми юношескими проказами. Поездка князя на могилу Пушкина в Святогорский монастырь и в Михайловское – к вдове... Позже, когда Наталья Николаевна вернётся в Петербург, Пётр Андреевич, что называется, «дал слабину», позволив себе увлечься всё ещё прекрасной вдовой, но та с жёсткою деликатностью обозначила границы приличий, дав понять – что ему, как другу Александра Сергеевича, дозволено, а что – нет.

Наталья Николаевна Пушкина. Акварель Гау 1842 г.
Наталья Николаевна Пушкина. Акварель Гау 1842 г.

Вяземский мечется везде и по всем, словно пытаясь избавиться от переполняющей его душевной пустоты, но ни что и ни кто не состоянии дать ему успокоения, прежде всего – он сам. Всё уж не то. И сам он – опустошён морально и физически. Даже нашумевшие книжные новинки не прельщают князя: он не «отметил» ни вышедшие в печать гоголевские «Мертвые души», ни лермонтовского «Героя нашего времени». Для себя Вяземский сделал не самые лестные выводы касательно новых литературы, поэзии и критики: практически всё, что не было создано Карамзиным, Батюшковым, им самим, Пушкиным, Жуковским, Баратынским... творцами ЕГО времени... всё мертво, неживое, созданное НА ПРОДАЖУ, для толпы. Примечателен конфликт между Вяземским и критиком Белинским, в своё время упрекавшим Пушкина в том, что тот исписался, а самого князя – в «салонности» его поэзии. Сделавшийся вдруг необычайно популярным, Белинский олицетворял для князя Петра Андреевича окончательную смену вех, когда духовными вождями читающей аудитории сделались не титаны прошлого, а Полевые, Кукольники, Булгарины, Сенковские (помните в «Ревизоре» - «барона Брамбеуса»?) и сам разночинец Белинский, ни в грош не ставивший «Поэзию ради Поэзии», далёкий от литературной аристократии столь же, как может быть далёк потомок Рюрика от торговца сбитнем. Одно дело, когда пером кормится Гений, другое – когда пуды, сотни пудов бумаги уходят на потребу жаждущей окололитературной безвкусицы толпы мещан!.. Намеренно со свойственной ему аристократической «отвлеченностью» задевая Белинского (а в его лице – и новое поколение «торговцев») в своей статье «Языков - Гоголь», Вяземский вновь обрёл известность и как критик, и как живой осколок ушедшего Былого... живой и непобеждённый. Его просто некому было побеждать!

Нашёл на Дзене прелюбопытный цикл статей, посвященных Белинскому,  под названием "Злой гений русской литературы"... Отчасти нахожу это справедливым! Советскому литературоведению необходимы были демократические кумиры - и оно таковых находило!
Нашёл на Дзене прелюбопытный цикл статей, посвященных Белинскому, под названием "Злой гений русской литературы"... Отчасти нахожу это справедливым! Советскому литературоведению необходимы были демократические кумиры - и оно таковых находило!

Примерно таков был взгляд князя на литературу сороковых... И не в силу возрастных или аристократических шор-предубеждений, мешавших ему разглядеть новые таланты, а действительно искренний, выстраданный им по праву многолетнего пребывания на Олимпе в компании подлинных Демиургов, «сделавших» русский язык тем, чем он стал. Так и хочется вспомнить строки БГ: «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?..»

Меж тем, череда утрат не оставляла Вяземского: в сороковых покидают земную юдоль Иван Андреевич Крылов (хоть особо близки они не были, князю "роднее" был Дмитриев), Баратынский (его последний сборник буквально изничтожил всё тот же Белинский), Языков... В 1845-м умирает друг настоящий, друг навсегда, верный, преданный – Александр Тургенев, "Шушка"...

По сути, из ближайшего окружения князя Петра Андреевича остаётся только Жуковский – но и он уже далеко, в Германии, «молодой» отец – сын Павел родился, когда Василию Андреевичу шёл шестьдесят второй год. «Из друзей ты только один и остался на земле...» В сороковых Вяземский - на удивление для него самого - тесно сходится с возвратившимся из заграницы дипломатом Федором Ивановичем Тютчевым – на одиннадцать лет моложе князя, но – близким ему по духу. Стараниями Вяземского Тютчев «входит в моду» в великосветских салонах..

Не вполне каноническое, но всё же известное изображение Фёдора Ивановича Тютчева - одного из тончайших людей своей эпохи. "Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить"
Не вполне каноническое, но всё же известное изображение Фёдора Ивановича Тютчева - одного из тончайших людей своей эпохи. "Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить"

Грянувшая во Франции революция 1848 года резко обозначила позицию николаевской России – в советской историографии её назвали «жандармом Европы», верноподданные же современники именовали Николая Павловича «рыцарем самодержавия». «Париж — гнездо злодеяний — разлил яд свой по всей Европе...», «...Из искры возгорится пламя...» - полыхнуло в странах Германского союза, Венгрии и Италии... Время абсолютистских монархий неумолимо подходило к логическому концу – но только не для Николая. Русская армия помогает справиться с революцией австрийскому императору Францу-Иосифу. Вяземский отзывается на эти события объёмнейшим стихотворением «Святая Русь»:

...Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, Святая Русь!
Молитвой теплой, задушевной
Как за тебя в те дни молюсь!..

По сути, князь ступает на торный путь, проложенный ещё Пушкиным, излившимся на подавление польского восстания звонким «Клеветникам России», даже переведённым на французский будущим его смертельным врагом Уваровым.

И уж откровенно «реакционный» (с точки зрения советских «трактователей») проступок Вяземского всё в том же 1848-м: он подаёт цесаревичу Александру Николаевичу пространную записку, в которой предлагает пересмотреть пресловутый «цензурный» вопрос. В частности, князь, явно целясь в ненавистную ему «Северную пчелу» Булгарина, ратует за увеличение числа журналов и газет, выступая, таким образом, против монополизации сугубо частных мнений. Реформа же самой цензуры, по мнению Петра Андреевича, должна была вычленить некоторый высший цензурный орган, подчиняемый непосредственно Государю, состоящий из наиболее уважаемых в обществе персоналий и возглавляемый лицом особо доверенным, правительственным и политическим. Довольно прозрачный намёк на собственную фигуру. Ответа не последовало - ожидаемо! Впрочем, о последствиях этого документа – несколько позже...

Итак – что же это было? Каким образом недавний ещё «полудекабрист» и почти открытый оппозиционер, возмущавший общество и правительство гневными стихотворными филиппиками, «друг Пушкина», перешёл на сторону реакции? Причём, давайте отметим: Пушкину его «Клеветникам России» (в своё время, кстати, неодобренное и самим Вяземским) и последние слова к Николаю «жаль, что умираю, весь его бы был» (были ли произнесены на самом деле? Очень уж похоже на редакцию вечного «сглаживателя острых углов» Жуковского) позднейшие исследователи как бы «прощают» - мол, время было такое, «он был государственник» и, как говорят чеховские персонажи, «всякая такая штука»... Сложноподчинённую фигуру Вяземского всегда стыдливо «прятали в антресоли» - и за другом недоглядел, и режиму прислуживал, а уж после – пустился во все тяжкие: и та же «Святая Русь», и записка о цензуре... Наверное, есть определённая логика в том, чтобы развеять это мутноватое идеологическое облачко, висящее над князем со времён СССР! Никогда Рюрикович Вяземский не помышлял ни о свержении законной власти, ни о революциях. Желание способствовать ЛИЧНО – своим умом, способностями и именем – либеральным государственным преобразованиям, возглавляемым монархом, – да, было несомненно! Самолюбивые устремления пребывать близ Престола в качестве главносоветчика и верховноуказующего, разумеется, на благо Отечества, - да, тоже были! Эмоциональные выплески, когда сталкивался с игнорированием или откровенным неприятием его идей – да! Но делать из князя ренегата, изменившего демократическим идеям юности и перешедшего на путь коллаборационизма – это уже, знаете ли, весьма шаткая идеологическая конструкция, неловко призванная сглаживать нетленный образ "Нашего Всего" Пушкина.

В феврале 1849-го холера уносит жизнь 36-летней дочери Маши, бывшей замужем за Петром Валуевым - чиновником особых поручений при рижском военном генерал-губернаторе, в дальнейшем – дослужившимся до должности Председателя Совета Министров. Из восьми родившихся у Вяземских детей, остался только появившийся на свет шестым – Павел Петрович, пошедший по дипломатической части, человек способный, в отца, разносторонне одарённый....

Поздний дагерротип Петра Андреевича с сыном Павлом Петровичем. Сколько общего!
Поздний дагерротип Петра Андреевича с сыном Павлом Петровичем. Сколько общего!

Совершив вместе с Верой Фёдоровной паломничество ко Гробу Господню, князь возвращается в Россию окончательно больным, что отмечается всеми в его окружении. Его мучает бессонница, нервические приступы, он делается вдруг совершенно убеждён, что уже вот-вот умрёт непременно...

Однако, у безжалостного Рока свои планы. В сентябре 1851-го года умирает его сестра, вдова Карамзина Екатерина Андреевна. Год следующий отнимает у него Гоголя (с которым также близки не были, но взаимно друг друга уважали, особенно Гоголь) и... Василия Андреевича Жуковского

"Возрастной" дагерротип Жуковского
"Возрастной" дагерротип Жуковского
Я пью за здоровье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.
Я пью за здоровье далеких,
Далеких, но милых друзей,
Друзей, как и я, одиноких
Средь чуждых сердцам их людей.
В мой кубок с вином льются слезы,
Но сладок и чист их поток;
Так, с алыми - черные розы
Вплелись в мой застольный венок.
Мой кубок за здравье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней;
За здравье и ближних далеких,
Далеких, но сердцу родных,
И в память друзей одиноких,
Почивших в могилах немых.

Эти пронзительные строки писаны много позже, в 1862-м, но, сообразуясь единственно с логикою своего горестного повествования, я решил разместить их здесь – по понятным причинам...

Не думал я дожить до нынешнего дня,
Казалось мне, что смерть уж сторожит меня,
Что тут же должника просрочившего схватит
И мой последний час весь старый долг уплатит…
А я еще живу и ношу дней таскаю,
В могилу сверстников и младших провожаю;
Забытый смертью гость на жизненном пиру,
Играю все еще в житейскую игру...

2 марта 1855 года в Петербурге умирает Император Николай Павлович.

Император Николай Павлович на смертном ложе
Император Николай Павлович на смертном ложе

Случайно ли, неслучайно (поговаривали - принял яд, но это ложь: Государь был истинным христианином!)– но его смерть совпадает с поражением России в Крымской кампании. Уходит Эпоха. Всегда желавший верно служить Отечеству и Государю, князь, тем не менее, за тридцать лет правления последнего так и не дождался у него встречного позыва, пребывая пусть и в достатке, но и в отдалении от управления Государством. С воцарением его сына (вспомним – воспитанника покойного Жуковского!), однако, многое для Вяземского изменилось: ему предложен значительный пост товарища министра народного просвещения, а в 1856-м князь возглавил... главное управление цензуры! Сработала давняя записка Цесаревичу! Под началом Петра Андреевича в разные годы служили Тютчев, поэты Полонский, Майков, писатель Гончаров, сын Павел – согласимся, не самые «дубиноголовые» исполнители! Увидели при Вяземском свет произведения Сухово-Кобылина, Аксакова, Толстого, Тургенева, Некрасова (хоть последнего князь недолюбливал... понятно - за что! Не его «стиль», слишком много "лубка" и "мещанина") Само собой, при такой должности Вяземского, вступающей в прямое противоречие его личности и почётного звания «друга Пушкина», немало претерпевшего в своё время от николаевской цензуры, в князя полетели ядовитые стрелы и со стороны современников, а уж после - и потомков... Но было ли ему дело до них? Впрочем – было! Подготовленная князем очередная реформа, направленная на цензурные смягчения, одобрения не получила, и Вяземский вместе с министром Норовым подали в отставку.

В 1861-м Вяземского ждал приятный «высочайший» сюрприз – празднование Академией Наук 50-тилетнего юбилея его творческой деятельности. Приятно... Юбиляр был растроган... тем более, что через три дня оглашается Манифест об освобождении крестьян... документ, которого когда-то молодой Вяземский так ждал и даже сам подготавливал почву для него!

А неумолимая судьба тем временем продолжала обрывать последние связи Петра Андреевича с жизнью: с пятидесятых скорбный список всё пополнялся и пополнялся именами Батюшкова (так и ушедшего с «темнотою» рассудка), Сергия Уварова, Софи Карамзиной, Вигеля, Долли Фикельмон, Натальи Николаевны Пушкиной (возможно ли в это было поверить?) 1859-й унёс в могилу непримиримого врага - Фаддея Булгарина. «...Теперь я один с глазу на глаз с памятью моею...» В 1865-м не стало Петра Александровича Плетнева, к которому в последние годы Вяземский адресовался довольно часто...

Лампадою ночной погасла жизнь моя,
Себя как мертвого оплакиваю я.
На мне болезни и печали
Глубоко врезан тяжкий след;
Того, которого вы знали,
Того уж Вяземского нет.

Последним из «некромикона» Вяземского стал Тютчев, скончавшийся в Царском Селе в 1873-м. Живший последние годы в основном заграницей с Верой Фёдоровной, Пётр Андреевич трудился над собранием своих сочинений. «Я не болен, а очень нездоров...» Не стало Вяземского 10 ноября 1878 года в возрасте 86 лет. Тело его было перевезено в Россию из Баден-Бадена и захоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Княгиня Вера Фёдоровна, урождённая Гагарина, пережила супруга почти на восемь лет, скончавшись всё в том же Баден-Бадене в 1886 году. Сын Павел Петрович ушёл из жизни от водянки два года спустя, похоронен в Александро-Невской Лавре.

Для человека, сколь-нибудь знающего Историю, кладбища Александро-Невской Лавры в Петербурге - как визит к старым знакомым или даже друзьям!
Для человека, сколь-нибудь знающего Историю, кладбища Александро-Невской Лавры в Петербурге - как визит к старым знакомым или даже друзьям!

Он пережил четыре эпохи – екатерининскую, павловскую, александровскую, николаевскую... Он пережил семерых своих детей. Он пережил несколько поколений друзей. Он познал в этой жизни всё: любовь, успех, служебные взлёты и карьерные провалы, опалу, литературные триумфы и молчание толпы, неодобрение современников и почти полное забвение потомков... И ему суждено было войти в следующий век как «персонажу из пушкинского окружения». Но путь его – к вечному одиночеству – достоин много большего, ибо мало в нашей Истории фигур более величественных, противоречивых (как и, в сущности, противоречивы все мы) и обособленных, чем фигура князя Петра Андреевича Вяземского – поэта, литератора, политического деятеля, философа и... да-да... «друга Пушкина», с которым они уже почти два столетия неразлучны в памяти людской – как булгаковский Иешуа и Пилат. По сути, жизнь любого из нас - это нескончаемая череда потерь. Но жизнь Вяземского - предмет особый, она - концентрат потерь, каждая из которых - ИМЯ в нашей Истории. Давайте же воздадим должное человеку, который того достоин безусловно !

-11

В послесловии, как и было обещано в первых главах, мы попробуем восстановить историческую справедливость по отношению к Вяземскому как к Поэту и привести хотя бы небольшую выборку из лучших его стихотворений, доказывающих как безусловный талант князя Петра Андреевича, так и незаслуженную обидность его статуса, в котором он пребывает, кажется, и по сей день.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Основные циклы канала в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу