Есть подозрение, что от словосочетания "бирюзовая организация" некоторых начинает слегка подташнивать. Сам я тоже этот термин стараюсь не использовать. В первую очередь потому, что все понимают под этим что-то свое. Даже в наш адрес однажды прозвучала фраза: "С ними работать нельзя, они же бирюзовые". Но что автор хотел этим сказать, какие наши качества он так охарактеризовал - непонятно. Поэтому мне больше импонирует термин "самоорганизация", а ещё лучше: "компании, которые хотят меняться".
Сам термин "Бирюзовая организация" (англ. teal organizations) ввел Фредерик Лалу в своей книге "Открывая организации будущего" в 2014 г. Им обозначают компании, которые поддерживает самоуправление работников и их адаптацию по мере роста организации.
В Российском инфополе скорее всего этот термин слышали рядом с такими брендами, как банк Точка или ВкусВилл. И может быть историй, которые достигли вершины самоуправления и единицы, но вот команд, которые идут по этому пути гораздо больше.
Игра для всех
Если вам кажется, что в самоорганизацию "играют" преимущественно крупные компании и только в столицах, то спешу вас разочаровать. Да, и Сбер, и Ростелеком и еще несколько крупняков идут (или пытаются идти) по пути самоорганизации - в основном дело касается внедрения гибких фреймворков (Agile, Scrum, ОКР и др.).
Точных цифр у меня нет, но даже по самым скромным прикидкам, в России сейчас несколько сотен компаний из самых разных отраслей и регионов, которые находятся на различных этапах развития элементов самоорганизации. И каждая из них - отдельная история, в которую интересно погружаться, изучать и открывать для себя что-то новое. И вот лишь несколько примеров.
Инструментальный мир
Компания на рынке с 1994 года и больше 20 лет развивает розничную сеть магазинов и сервисных центров садового и бытового электроинструмента. Ребята постоянно развиваются и пробуют разные инструменты управления:
- вначале это был регулярный менеджмент, который привел к конфликтам между отделами и отдельными сотрудниками
- затем это были инструменты Теории Ограничения системы, которые помогли исключить конфликты
- в 2017 году даже упразднили всех руководителей, однако это привело к самоуправству
- с 2019 года компания работает по принципам холакратии и социократии.
Сегодня Инструментальный мир не просто держится на сложном рынке (в эпоху федеральных сетей очень непросто сохранять уверенность в отрасли, крайне чувствительной к курсу рубля). Использование гибких методов самоуправления позволило компании существенно нарастить прибыль. И что интересно - сотрудники компании являются ее "владельцами" и получают долю от прибыли, независимо от ролей.
Ойл Энерджи
Если вы думали, что самоорганизация на производственном предприятии невозможна, то вот очень классный пример, который перевернет ваши представления. Ойл Энержи занимается производством химических добавок и оборудования для нефтегазовой отрасли. Без преувеличения можно сказать, что это первая (а может даже пока и единственная) компания в этом сегменте на территории нашей страны.
По мне, так это отличный пример, как один человек смог не только создать успешный бизнес (за 10 лет команда выросла с 1 человека до почти сотни, а их выручка в 2020 году составила 1,3 млрд руб.), но и изменить привычные в отрасли правила игры.
В компании есть специальный внутренний курс для сотрудников по горизонтальному лидерству. А также регулярно проходят стажировки для всех желающих.
Atlas Hotel Management
Ритейл, производство, что дальше? Сфера услуг!
Atlas HM работает на несуществующем рынке. Все мы знаем и сталкивались с рынком гостиничным, но нет рынка управляющих компаний. Что удивительно, ребята из Atlas не только занимаются управлением отелей, но и выращивают конкурентов соратников на новом рынке юга России. Т.к. ребята работают на курортных отелей у них есть одна особенность - отсутствие постоянного штата сотрудников. Каждый год у них всего 1 месяц, чтобы найти и обучить около 800 людей, чтобы они создавали wow-сервис для отдыхающих.
Интересно, что ребята в первую очередь видят себя, как связующее звено между владельцами гостиниц, сотрудниками гостиниц и гостями. И основное их преимущество - выстраивание правильных взаимоотношений и коммуникаций так, чтобы все были в плюсе. Ведь обиженный сотрудник никогда не выдаст качественного сервиса.
История Atlas сильно откликается, потому что ребята пришли к изменениями все через тот же квантовый пинок. Основатель компании предложил уже закрывать бизнес, но на последние деньги команда поехала на примерку самоорганизации. И первые результаты примерки привели к выигрышу крупного тендера, опередив мастодонтов рынка.
Хочется верить, что эти примеры хоть немного, но воодушевят вас. Посмотрите видео, потратьте время, и вы поймете, что нет двух одинаковых кейсов и нет волшебной таблетки. Все эти (и не только эти) компании пришли к самоорганизации разными путями, у них абсолютно разные рынки, разные сложности, разные ситуации, разные мотивы. Их объединяет одно - желание меняться, не стоять на месте, желание строить новый мир.
Не забывайте оставлять комментарии, ставить лайки, делиться ссылкой в социальных сетях, своих чатах, сообществах. А если не хотите пропустить новый выпуск - подписывайтесь на канал в телеграме. Никакого спама, только анонсы (по крайней мере пока).
И до новых встреч в изменившемся мире!