Наша беседа с Региной Тагировной Хазиевой длилась полтора часа. Кто знает её близко, тот поймёт, что разговор был плодотворным. А нашим читателям я просто сообщу, что вся расшифровка интервью полностью занимает семь страниц. Их можно читать, перечитывать и делать разные выводы. Поэтому, чтобы выделить основные мысли, возникла идея позаимствовать структуру интервью у журнала «Эсквайр». Так и сложились своеобразные «правила жизни» Регины Хазиевой, доцента кафедры ЭЭП, одного из лучших молодых преподавателей УГНТУ 2020 года.
Следуй избранному пути
— После школы подала документы в несколько вузов, — рассказывает Регина Тагировна свою историю встречи с Нефтяным. — Прошла в УГАТУ на две специальности, а ещё в РГТЭУ. Почему я выбрала УГНТУ? Мне очень понравилось отношение приёмной комиссии. На второй день после того, как я побывала в Нефтяном, мне стали звонить и предлагать принести оригиналы документов. Мне говорили: «Всё, вы точно у нас. Вы нам очень нужны». Для сравнения в УГАТУ мне сказали: «Ну, у нас тут — вон, целая стена людей. Может, пройдешь, может — нет». Да, я была наверху списка, но отношение мне не понравилось. Мне тогда показалось, что в УГНТУ какой-то элитный бакалавриат: тебя позвали, ты нужен. В итоге я поступила везде, но мои оригиналы и моё сердце остались здесь.
В 2012 году окончила бакалавриат по направлению электроэнергетика и электротехника. Затем поступила в эту же магистратуру и в аспирантуру на своей же кафедре. Кандидатскую диссертацию защищала в январе 2019 года в УГАТУ, потому что у нас совета по такой специальности нет. Есть небольшой опыт работы на производстве: когда училась на первом курсе магистратуры работала, а потом совмещала до защиты кандидатской диссертации. Сейчас работаю только в вузе.
Уважай опыт своих наставников
— На втором курсе доцент кафедры ЭЭП Сергей Геннадьевич Конесев стал вести у нас электротехническое и конструкционное материаловедение. Первое, что он сделал, рассказал о нашей кафедре. Мы уже год учились и ничего не знали — не было кафедральных предметов на первом курсе. Он объяснил, какие есть направления, специальности, какие существуют научные школы. Говорил подробно обо всех преподавателях. И в конце сказал, что у него есть научная школа, он занимается электротехнологиями. И пригласил нас. Я, собственно, сейчас копирую манеру Сергея Геннадиевича и тоже даю студентам такую вводную.
И вот второй курс, мы втроем — я, Роман Кириллов и Андрей Мухаметшин — пошли к нему в научную школу. Он нам рассказал обо всех ступенях образования, как всё работает, как писать статьи и патенты, как выбирать темы, готовиться и защищаться.
С третьего курса Сергей Геннадьевич начал внедрять в мою голову идею, что моё призвание быть педагогом. Женщина в энергетике — это обычно или проектировщик, или преподаватель. Он сразу объяснил, что рабочее место женщины должно быть чистым и красивым, и в этом нет ничего плохого. Мне очень понравилась эта мысль. Он брал меня с собой на лабораторные работы и практики, предлагал проводить занятия. Когда я официально стала преподавателем, я уже провела примерно 50 пар под его руководством.
Сергей Геннадьевич делился своей педагогической мудростью. Он мне объяснил, кто такие отличники и троечники. У него была замечательная фраза: «Если ты не разобрался с темой, значит, с этого дня ты не отличник». Нельзя ставить оценки просто потому, что у человека одни «пятёрки». Бывает, студенты говорят, что им нельзя ставить «три», потому что они стипендию получают. Это не так работает! Сначала, студент получает хорошие оценки и только потом — стипендию. Или, бывает, приходят ребята, которым до красного диплома не хватает две сотых балла и говорят: «Вы должны мне оценку переставить». Меня мой научный руководитель учил, что если я пойду на поводу у студента, то перестану быть педагогом. Я должная принять экзамен и оценить знания, а не просто зачеркнуть одну цифру и поставить другую. Преподаватели воспитывают и своим примером, в том числе.
К сожалению, в прошлом году Сергея Геннадьевича не стало. Он год тяжело болел, и я его почти не видела. Вся моя научная деятельность остановилась. Потом пришла осень, и я поняла, что надо сделать то, что я ему обещала. Первым делом была монография — её получилось выпустить. Ещё Сергей Геннадьевич хотел опубликовать учебное пособие — я его доделала. Оно уже вышло в электронном виде. Осталась научная статья. Сейчас у меня начинается вторая научная жизнь, я занимаюсь с профессором кафедры ЭЭП Робертом Радиловичем Саттаровым.
Будь энергичной и разносторонней
— У преподавателя должен быть баланс hard-skills и soft-skills, — говорит Регина Тагировна. — Он должен быть безусловно хорошим техническим специалистом в своей области. Без этого невозможно, и именно поэтому большинство преподавателей постоянно взаимодействуют с практикой: кто-то подрабатывает, кто-то занимается совместными исследованиями. И в современном мире очень важны soft-skills, потому что преподаватель должен быть коммуникабельным, зажигательным, интересным. Давно прошло то время, когда ты можешь, грубо говоря, прийти на лекцию, что-то пробубнить и уйти.
Сейчас очень важно уметь делать красивые красочные презентации. Ведь у студентов клиповое мышление. Они оценивают картинки, кадры и не воспринимают поток информации. То есть я говорю «трансформатор» — должна быть иллюстрация. Я говорю «электродвигатель» — должно быть видео как он вращается и крутится.
Образ преподавателя, по моему мнению: энергичный, активный, много что делает, успевает, должен быть и учёным, и педагогом, и маркетологом, и управленцем-менеджером.
Преподавай так, чтобы студентам было сложно и интересно
— У меня был год, когда я вела предметы на все четырёх курсах — так сложился учебный план, — делится опытом Регина Тагировна. — И я понимала, что с первым курсом я разговариваю немного как со школьниками, переходя на очень простые фразы. Другое дело, когда на четвёртом курсе вела предмет «Автоматизация электроснабжения», студенты были уже подготовленные и владеющие терминами. Я рассказывала сложнее. Но когда спрашивала одну и ту же группу, где им было интереснее и понятнее, они больше склонялись к началу обучения.
Я сейчас стремлюсь уйти от традиционных лекций, использую кейсы и проектное обучение на всех своих дисциплинах. Так ребята тренируются делать презентации, рассказывать и показывать, а я учусь с ними, узнаю новые эффекты. Как-то Например, они сделали не просто презентацию, а целую историю «Как смешарики рассказывают про беспилотники». Я подумала: «Вот здорово, можно же школьникам так подавать». И мы стали проводить профориентационные уроки в таком ключе. Потом ребята подали другой материал от лица миньонов. А я даже не догадалась бы до этого. Преподаватель сейчас должен быть готов не только рассказывать, но и слушать, слышать, учиться у студентов. И этого не надо бояться.
Однако, когда учиться просто, нет стимула развиваться и искать. Когда выдаю кейс-задачи в начале семестра, говорю студентам: «Вы не бойтесь, будет сложно. Вы будете испытывать дискомфорт. Надо разобраться в новой теме и ещё это красиво представить». Студентам должно быть сложно и интересно. Только учебный процесс должен идти без какой-то депрессии. Преподаватель должен давать сложные задачи и инструменты, чтобы их решать. Причём инструменты должны быть разные, для пользователей разного уровня.
Старайся быть гибкой
— Я очень прямолинейна. Это своего рода минус. Современный преподаватель должен быть гибким. Нужно быть более понимающим, лояльным. У меня этого нет. Потому что мама меня воспитала в формате СССР: «Ты должен быть честным, справедливым, ты должен всем помогать, ты должен добиваться правды». В современном мире это мешает. Потому что со стороны ты начинаешь казаться грубым.
Бывает, нам говорят, что «клиент всегда прав, у нас образовательная услуга, мы обслуживаем». Это очень мне не нравится. Чтобы не выкинул студент (а бывали совершенно отвратительные случаи), он прав. Сдают прошлогоднюю работу, я должна сказать: «Переделай, переделай раз, переделай два, переделай три, переделай шестнадцать раз».
Я за то, чтобы был баланс. И студенты были добросовестными, и преподаватели выдавали критику, не переходя на личности.
Будь проактивной
— Многие считают, что преподаватели мало зарабатывают. Мне кажется, что я очень хорошо зарабатываю. Просто нужно быть деятельным, нужно быть в разных местах. Если ты на самом деле работаешь, а не просто сидишь, то ты можешь и зарабатывать больше. Можно выполнить исследование, написать статью в Scopus, повысить свой преподавательский статус до «исследователя» или «международного доцента», выполнять различные показатели и становиться победителем конкурсов, выигрывать гранты.
Преподаватель — это собирательный образ учёного, педагога и управленца.
Я в этом году — заместитель заведующего кафедрой. Это мне помогает в работе. Потому что когда ты видишь, как создаются учебные планы, как это согласовывается с отделами, какие есть нормативы и как их не нарушить, картинка складывается по-другому.
У меня сейчас 10 дипломников — мой личный рекорд. Мне это очень нравится.
Мне нравятся новые задачи. Решая их, я начинаю понимать то, что раньше для меня было «котом в мешке».
Правильно распределяй время
— У меня дома мощный компьютер, планшет и нетбук. Иногда приходится одновременно быть на нескольких мероприятиях. На одном устройстве я записываю лекции повышения квалификации, на другом — выступаю на конференции, на третьем — у меня запущены расчеты. Каждая минута на счету.
Мне хочется наукой заниматься: проводить исследования и писать статьи.
Нужно к занятиям готовиться: давать материал разнообразно и интересно, менять варианты, менять задания, менять инструменты их решения. Чтобы студенты не брали ничего прошлогоднего, чтобы они обратились к старшему курсу, поняли, что им там ничего не подходит, и готовились сами осваивать программу.
Хочется совершенствоваться. Я постоянно прохожу повышение квалификации. Мне в прошлом году вручили грамоту за участие в 20 повышениях квалификации и 20 онлайн-курсах. Ведь было очень удобно, ездить никуда не надо было, и я много чего для себя нашла.
Хочется заниматься административной работой. Я распределяю нагрузку на кафедре, собираю данные по показателям кафедры.
Хочется работать над грантом. В этом году у меня «Старт». Нужно бизнес-историю прорабатывать, изучать рынок, искать потенциальных заказчиков, ходить на акселераторы, семинары и симпозиумы, которые проводят в рамках гранта.
Поэтому самое сложное найти время и правильно его распределить.
Записывала А. АРИТКУЛОВА