Друзья, сегодня - разбор предпоследнего клипа Фредди Меркьюри. Это крайне тяжелое занятие, поскольку видеоряд исключительно символический.
Символы - странная вещь. Это оболочка, которую вы наполняете содержанием, выбранным вами. Практически любой символ можно трактовать по - разному. Глубина и ширина трактовки зависит от вашего образования, способа познания мира и т.д. Чем более " наполнен " человек знанием различного типа мифов ( древних, современных), тем больше вариантов объяснения он может предложить. Расшифровка этого послания аналогична ( на мой взгляд) декодированию моего любимого произведения " Мастер и Маргарита".
Неудивительно, что Джим Хаттон в своей книге заметил только это:
Существует еще версия Питера Стрейкера - песня якобы задумывалась как игра слов, набор ироничных шуток, навеянных творчеством драматурга Ноэла Кауарда. Возможно, Меркьюри так и объяснил Стрейкеру - я не в курсе, при разговоре не присутствовала... Но клип, который мы сегодня разберем, стоит совершенно особняком от "ироничных шуток".
Если говорить об интуитивном впечатлении - мрачнее зрелища я не видела. Конечно, субъективное восприятие не есть истина, но разбор символов, увы, является исключительно моим личным восприятием.
Итак, персонажи греческой мифологии и символические объекты трактовки:
1. фетиш - носитель жизненных сил его обладателя;
2. нарцисс - жертва (возможно, добровольная); безвременная смерть;
3. облака - символ Божественного Царства;
4. обезьяна - навязчивая, неизлечимая болезнь, в клипе оставляет ощущение самостоятельно действующего живого объекта;
5. пингвин - птица без крыльев - символ бессилия; связанный с ним образ - трехколесный велосипед - глубокое детство - беспомощность;
6. банан - символ любви, мужской силы; любовь здесь определяется как общечеловеческое понятие, косвенный аналог - Божественная любовь;
7. Атропос - греч. божество, отвечает за внезапный случай ( допустим, смерть); Клото - греч. божество - ткет нить жизни человека, аналог - Мойра; Лахесис - греч. божество - определяет судьбу человека;
8. иносказательное толкование названия песни - прямой перевод " я иду к потере ума" - символический смысл " я освобождаюсь", т. е. потеря ума ( с человеческой точки зрения) - плохо, но с символической - приближение к Божеству, освобождение от боли и печали Бытия.
Фредди появляется торжественно, в свадебном фраке и белых перчатках. Перчатки, возможно, крылья ангела. Намек на то, что душа Меркьюри чиста, но все остальное его существо, конечно, принадлежит человеку; как человек, он совершает поступки порой неблаговидные под давлением форс - мажорных обстоятельств. Костюм жениха - символ любви Меркьюри к людям, которую он хочет принести через свои песни и музыку.
Меркьюри садится в кресло без ножек ( возможно, отсылка к символическому первородному чреву) и рассказывает нам историю своей жизни.
Фредди находится на прекрасном поле нарциссов, над ним плывут облака. Он говорит зрителям: я выбрал свой путь - жертвовать всем для музыки, облака - Божественное подтверждение его решения ( талант - тоже дан Богом).
В следующей сцене появляется Джон в колпаке шута - Фредди говорит нам, что в земной жизни он будет восприниматься людьми как шут, подвергаться остракизму, также намекает, что он не сможет напрямую говорить свою правду, а, как шут и юродивый, станет маскировать ее. Гвоздь с перевернутой вниз шляпкой дополняет образ - подтверждение отступления современного мира от Божественных законов, все переворачивается с ног на голову.
Появляется Атропос ( Роджер) и манипулирует фетишами ( деревянные болванки) Фредди,говоря нам - твоя жизнь будет находится на пороге важного события ( переход в иной мир, предупреждение о болезни). Дополняет образ появление обезьяны - приход заболевания. Она радуется: я пришла! На диванчике сидят трое квинов - три греческих божества, имеющих отношение к судьбе человека ( Атропос, Клото, Лахесис). Фредди присаживается - они отодвигаются и начинают о чем - то совещаться, затем - кивают головами в знак согласия со словами Фредди " я освобождаюсь" (" I am going slightly mad"). Судьба героя решена: гибель. Фредди смеется, а затем отворачиваеться, чтобы никто не увидел его слез.
Болезнь появляется вновь, она рядом с Фредди и никуда не собирается уходить. Клото (Джон) играет шариком на нитке, говоря Фредди - твоя жизнь на волоске, но ты еще существуешь. Дополняет сцену появление Атропоса ( Роджер), манипулирующего жизненными силами (фетишами) Меркьюри - ты еще жив, но это ненадолго.
Обезьяна на троне - болезнь окончательно захватила власть над телом Меркьюри; он пытается от нее освободиться ( удар кулаком), но это бесполезно - она весело похлопывает его по коленке - не дергайся, дорогой, все будет так, как предначертано.
Появляется Роджер с кипящим чайником на голове - нам показывают физическое состояние Фредди: жар, боль. Сам Меркьюри выходит к зрителям с бананами на голове - мысли о любви не покидали его никогда, но ( откусывает банан) его чувство отравлено болью от недуга и непонимания людей.
Фредди все же делает попытку уговорить жестокое трио божеств хоть чуть - чуть продлить ему жизнь, но те неумолимы. Лахесис (Брайан) олицетворяет жребий Фредди - быть музыкантом ( искусственно удлиненные пальцы, появление с гитарой). Фредди пытается обратить на себя внимание Брайана ( я еще жив), но тот равнодушен, гибель близка и не важно - работаешь ты или нет, конец один.
Пингвин - Брайан ( бессилие) и проходящий у него между ног настоящий пингвин, говорят зрителю и Меркьюри: все, ты больше ничего не можешь. Брайан и пингвин " удивляются" попытками Фредди еще что - то успеть, все равно это бесполезно ( пингвин открывает клюв, Брайан вопросительно смотрит вверх). Меркьюри вновь поет рефрен: я освобождаюсь!
Джон в колпаке шута (образ Фредди) разматывает лицо Атропоса, являя миру лик смерти. Дополняет и продолжает образ появление Меркьюри в длинноносых башмаках ( неудобство, бессилие, трудно ходить) и катание по кругу Роджера на трехколесном велосипеде ( все, замкнут круг бессилия, пути назад нет).
Фредди по очереди подходит к неумолимым божествам, но тщетно: Клото завершает ткать нить жизни, Атропос продолжает манипулировать жизненной силой (еще жив!), Лахесис смотрит с недоумением на гитару (она уже не нужна). В течение этой сцены Фредди подтверждает свою готовность умереть исполнением рефрена " я освобождаюсь".
Фредди взмахивает цветным платком (символ его яркой жизни и единственный объект в клипе, снятый в цвете): его дыхание еще теплится(еще жив). Затем он убирает платок от лица (символ ухода) и произносит слова " принимайте меня таким, каков я есть", которые в иносказательном смысле можно трактовать как " простите меня за все" ( что не успел или не так сделал - аналог христианского Прощеного Воскресенья).
Затем мы наблюдаем повторение череды всех основных образов и в финале видим шута - Джона (Фредди), взбирающегося по лестнице задом наперед. . Лестница символизирует путь жизни. Этот образ говорит о том, что миру кажется, что Фредди шел по жизни как попало, не видя перед собой цели, кривляясь (образ шута), не разбирая дороги (т.е. задом-наперед). Поза Джона (Фредди) здесь означает, что он - "победитель" (тщеславен): одна рука поднята вверх, другая - на поясе, нога развернута в сторону ("посмотрите на меня все!"). Огромное количество людей так и воспринимают Меркьюри: тщеславный шут, достигший успеха и радующийся ему. Но.. все исчезает: подиум (слава), "Фредди" ( личность) и остается лишь шутовской колпак, висящий в воздухе... Вот и все, что, как кажется большинству, осталось от Меркьюри...
Дополнительные материалы: как снимался клип (English):
Клип: