"Женщина, которой Высоцкий посвятил песню". Вот и все, что теперь о ней могут сказать в тех редких телепередачах, куда ее приглашают, "молодые дарования" - телеведущие, которые краем уха слышали кое-что о Высоцком, и вообще ничего о своей гостье.
"Куда мне до нее, она была в Париже , и сам Марсель Марсо ей что-то говорил".
Это об известнейшей советской киноактрисе, одной из звезд кино Германской Демократической Республики, киноактрисе Ларисе Анатольевне Лужиной. Шуточная песенка Владимира Высоцкого - это теперь визитная карточка актрисы. К сожалению.
А когда-то ее визитной карточкой был фильм, с которым она была и "в Париже, и в Иране, и в Варшаве", и, наслушавшись ее рассказов о загранице, тогда еще только начинавший свою актерскую карьеру Владимир Высоцкий, и написал свою незатейливую песенку.
И фильм этот "На семи ветрах". Один из лидеров проката в СССР в 1962 году, более 26 млн. зрителей. Режиссер Станислав Ростоцкий снял его в 1961 г. по сценарию, который сам же и написал в соавторстве с Александром Галичем. На главную женскую роль Ростоцкий предполагал взять свою жену, киноактрису Нину Меньшикову, или же актрису Малого театра Нелли Корниенко.
Но авторитетнейший деятель советского кинематографа Сергей Герасимов настоял, чтобы на главную роль в этом фильме взяли студентку 2 курса его мастерской во ВГИКе, Ларису Лужину. Сам Герасимов в это время приступил к съёмкам фильма "Люди и звери". Как правило, в своих фильмах он занимал почти всех своих студентов. Если не в качестве актеров, то ассистентами режиссера, помощниками оператора. Но вот Лужиной места в фильме Герасимова не нашлось. Но учитель никогда не бросал своих учеников, и Лужина получила главную роль в фильме Ростоцкого.
Лужина родилась в Ленинграде в 1939 г. Во время блокады умерли ее отец, сестра, бабушка. Ей же с матерью удалось эвакуироваться. После войны ее мать, чьими предками были эстонские дворяне и шведские бароны, переехала в Таллин, к родному брату, старому коммунисту, в то время прокурору г. Таллина. Лариса не смогла поступить после школы в Ленинградский театральный вуз. Работала на фармацевтической, кондитерской фабриках, манекенщицей в таллинском Доме моделей. Высокую, 173 см рост, статную, симпатичную девушку пригласили сниматься на Таллинской киностудии. Она снялась в нескольких кинофильмах. А потом Герасимов принял ее без экзаменов на свой актерский курс.
На окраине Ростова с видом на "Левбердон" (левый берег Дона) летом 1961 г. была выстроена вот такая декорация.
Это один из главных героев фильма - дом "на семи ветрах". Действие картины происходит в сталинградском доме, куда главная героиня Светлана Ивашова приезжает из Владивостока осенью 1941 г. к своему любимому молодому человеку Игорю. Но Игорь уже ушел на фронт.
И Светлана остается ждать Игоря. Дом поочередно занимают редакция армейской газеты, госпиталь, обороняющийся в городских боях взвод красноармейцев, снова госпиталь. Но Светлана не покидает дом. Она работает разнорабочей в редакции газеты, санитаркой в госпитале, вместе с красноармейцами обороняет дом, снова работает санитаркой в госпитале. И ждет возвращения Игоря.
Это одна из самых знаменитых кинокартин Станислава Ростоцкого. Военная мелодрама. Снятая с любовью и сочувствием к героям. Режиссер фильма сам бывший фронтовик и потому знал о чем снимал. В фильме нет ни одной проходной роли. Даже самый второстепенный персонаж запоминается.
А еще в фильме снялись Вячеслав Невинный, Софья Пилявская, Михаил Трояновский, Савелий Крамаров. Анатолий Ромашин, Людмила Чурсина. И каждый герой запоминается, даже если появляется на несколько секунд.
Но главными героями фильма были второкурсница ВГИКа Лариса Лужина и один из популярнейших уже тогда актеров советского кино Вячеслав Тихонов. Если Лужина была мало кому известна, то у Тихонова в активе уже были "Дело было в Пенькове", "Чрезвычайное происшествие", "Мичман Панин", "Жажда", "Две жизни" и др. Тихонов играет военного журналиста, капитана Вячеслава Суздалева.
Суздалев - одна из самых обаятельных ролей Тихонова. "Любимец общества", веселый и щедрый - как Дед Мороз на Новый Год привозит каждому сотруднику редакции с фронта подарки. Кому французский коньяк, кому духи, кому шоколад. Играет на фортепиано, прекрасно поет и танцует, безукоризненно воспитан, с великолепным чувством юмора. Настоящий русский офицер. К тому же очень смелый человек, не вылезающий с передовой, и талантливый публицист.
А Светлана в исполнении Лужиной - это ангел, "наш советский ангел". И вместе с тем живой человек.Чистейшая и честнейшая девушка.
Но Суздалев, как истинный офицер и рыцарь, приглашает в качестве своей дамы Светлану на праздничный ужин. И существо неизвестного пола в ватных штанах, телогрейке и треухе превращается в принцессу бала.
И для принцессы бала прекрасный рыцарь поет вальс Кирилла Молчанова на стихи Александра Галича "Сердце молчи".
И возникает предположение, что вот она - завязка романтических отношений между блестящим офицером и прекрасной девушкой. Только вот между партнерами по этому романтическому дуэту не сложились отношения. Они должны были играть тонкую любовную историю, а контакта между ними не было.
Тихонов практически игнорировал Лужину. То ли из солидарности со своим другом режиссером Ростоцким, которому навязали эту студентку - второкурсницу, а он хотел снимать в этой роли жену Нину Меньшикову. То ли Лужина просто не заинтересовала Тихонова. Относился Тихонов к своей партнерше, как премьер к начинающей молоденькой актриске. Она была ему не интересна. "Студентка не справляется",- нашептывал он на ухо Ростоцкому во время сьемок, при этом ни слова не говоря самой Лужиной.
Ростоцкий даже ездил к Герасимову, жаловался, что у Лужиной ничего не получается, просил заменить актрису. На что Герасимов ему ответил, что режиссер обязан уметь работать с актерами и добиваться нужного результата.
В этом в целом очень гармоничном фильме есть одна сцена, звучащая фальшиво.
Очень заметно, что Тихонов просто отрабатывает номер. Пытается изобразить страсть и влюбленность, очень пафосно и наигранно выражается. Не получилось. Не веришь Тихонову. А все потому, что не пробежала искра между ним и партнершей по его вине. А на одной технике далеко не всегда можно добиться нужного результата. А Лужина в этой сцене проста и естественна. Ее героиня все понимает, Суздалев ей нравится, но она не может предать своего Игоря.
А следующая сцена, сцена прощания Светланы и Суздалева, который утром после новогодней ночи, когда Светлана дала отпор соблазнителю, вновь отправляется на фронт - это уже маленький шедевр в исполнении Тихонова.
И в жизни, после выхода картины, Тихонов извинился перед Лужиной. На ее день рождения прислал ей коробку конфет и поздравительную открытку, где написал, что роль у "студентки" получилась.
Премьера фильма состоялась 8 мая 1962 г. Этот фильм участвовал в показе Каннского кинофестиваля, пользовался успехом в зарубежных странах. После этого фильма Ларису Лужину пригласили сниматься в ГДР и она сыграла там немок в нескольких картинах и телеспектаклях, за что получила Национальную премию ГДР, которую ей вручал руководитель страны Вальтер Ульбрихт.
Всего же народная артистка России Лариса Анатольевна Лужина снялась почти в 90 картинах.
Именно о своих зарубежных поездках с кинофильмом "На семи ветрах" Лужина рассказывала в дружеском кругу во время съемок "Вертикаль". Среди слушателей был и В. Высоцкий.
Я много рассказывала Володе о своих поездках по миру, и в итоге он написал про меня песню под названием «Она была в Париже». Эта песня прозвучала на всю страну в фильме «Вертикаль», где я сыграла главную женскую роль. Все думали, что это песня про Марину Влади, но режиссер Станислав Говорухин рассказал всем, что это песня про меня. После этого и пошел в народе слух, что у нас с Высоцким роман! Избавиться от них я не могу до сих пор, так же как и от фразы, что фильм «Вертикаль» моя «визитная карточка», с чем я совсем не согласна.
По поводу Марселя Марсо очень забавно было. Я ему показывала фотографии, и на них никакого Марселя Марсо не было, так как я не была с ним знакома. Но у меня была фотография, где Бернар Блие, французский актер, говорит мне что-то на ухо. И Володя, видимо, увидев эту фотографию, для пущей важности написал про Марселя Марсо. Конечно, тот известный мим, мировая известность»
Незадолго до своей смерти Станислав Ростоцкий позвонил Ларисе Лужиной и сказал
Я тут посмотрел одну картину… «На семи ветрах» называется. Ты знаешь?.. Неплохая! И с годами становится лучше.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.