Найти в Дзене
Belle Epoque Europeia

Последняя надежда для канонерской лодки African Queen на озере Танганьика

Оглавление

Большинство кораблей не могут похвастаться, такой продолжительной жизнью, как у парохода MV Liemba. Он все еще чихает и вздрагивает на своем пути через озеро Танганьика каждую среду и пятницу, спустя столетие после того, как он был построен как военный корабль в Германии.

В свое время он принял участие в колониальной схватке за Африку. Его топили, а затем снова и снова поднимали из глубин. Возможно, он послужил моделью для военного корабля, потопленного "Африканской королевой", парового катера в одноименном фильме с Кэтрин Хепберн в роли чопорной девы и Хамфри Богартом в роли сурового капитана.

А теперь это паром на самом длинном озере Африки, неизменно заполненный сотнями людей и их связками и корзинами, который курсирует по воде между Кигомой в Танзании и Мпулунгу в Замбии.

Но надолго ли? Состояние судна настолько ветхое и потасканное временем, что компания, управляющая им, обратилась к правительству Германии с просьбой помочь с ремонтом. Основанием для обращения послужило то, что это кусочек немецкой истории. Пароход, который обслуживает жителей озера Танганьика, когда-то был кайзеровской канонерской лодкой.

Кошка и собака

Представитель компании Marine Services Company сообщил Би-би-си:

"Мы обратились к Германии с просьбой помочь в его восстановлении. Это связано с финансовыми трудностями, но мы не получили конкретного обязательства".

Возможно, дешевле будет построить новый корабль, чем переоборудовать старый
Возможно, дешевле будет построить новый корабль, чем переоборудовать старый

Судно Liemba начало свою жизнь как Graf Goetzen в 1913 году, когда оно было построено как военный корабль в Папенбурге на реке Эмс в северной Германии. Говорят, что сам кайзер приказал построить его для дальнейшего развития своих имперских амбиций. Затем Graf Goetzen был перевезен по частям, в 500 ящиках, из Гамбурга в Дар-эс-Салам на побережье Восточной Африки - а оттуда через горы к озеру Танганьика, где Германия, Британия и Бельгия вели колониальную борьбу.

Graf von Goetzen
Graf von Goetzen

Британия нелегко восприняла присутствие этого судна. Как выразилось Адмиралтейство: "Это и долг, и традиция Королевского флота - вступать в бой с врагом везде, где есть вода для плавания корабля". Поэтому Лондон решил отправить две канонерские лодки, причем не менее сложным маршрутом. Британские корабли были отправлены вниз в Южную Африку, затем вверх по континенту, насколько их можно было доставить по железной дороге, а после этого с помощью человеческой силы 2000 рабочих, которые тащили и прорубали дорогу через джунгли, в итоге доставили их к озеру, которое стало местом имперского поединка.

Немецкий орудийный расчет укомплектовывает 105-мм орудие (Graf von Goetzen)
Немецкий орудийный расчет укомплектовывает 105-мм орудие (Graf von Goetzen)

Две британские лодки, кстати, изначально должны были называться "Кот и Пес", но это было сочтено слишком легкомысленным - Адмиралтейство в Лондоне в то время не любило легкомыслия. Вместо этого были выбраны имена Мими и Тоуто - французские термины, которыми дети называют кошку и собаку.

'Незаменимая служба'

Затем начались колониальное соперничество и конфликт, и перед лицом британской атаки немцы покинули порт Кигома, бросив свой корабль Graf Goetzen, чтобы он не попал в руки британцев.

После этого "Гетцен" пролежал на дне озера почти 10 лет, пока его не подняли на поверхность. Удивительно, но после небольшого ремонта двигатели все еще работали - возможно, потому, что немецкие инженеры, которые занимались спуском судна, были теми, кто работал над ним и в Германии... и они позаботились о том, чтобы сохранить двигатели смазкой, чтобы их детище могло однажды снова жить и работать на пару.

Неясно, кто поднял его, возможно, бельгийцы, а возможно, британцы, но кто бы это ни сделал, старая немецкая канонерка оказалась в руках британцев.

Очевидно, что судно Королевского флота не могло быть названо в честь графа Густава Адольфа фон Гетцена, который был немецким исследователем и губернатором Германской Восточной Африки. Поэтому корабль был переименован в Liemba - таким он и оставался с тех пор. И так она может оставаться еще долго, если его удастся отремонтировать. Просьба о финансовой помощи разделилась между правительствами Нижней Саксонии, в которой был построен корабль, и федеральным правительством в Берлине.

Президент Германии добавил свой голос. Корабль, сказал президент Кристиан Вульф, имел "необычную историю" и выполнял "незаменимую услугу" для жителей Восточной Африки. Правительство Танзании присоединилось к призыву о спасении.

Немецкие власти провели исследование, придя к выводу, что затраты могут оказаться выше, чем строительство нового судна. Но будет ли новое судно таким же, как древний пароход, с вмятинами и историей?

Модель MV Liemba (Graf von Goetzen) в Железнодорожном музее Найроби (Кения)
Модель MV Liemba (Graf von Goetzen) в Железнодорожном музее Найроби (Кения)

Источники: