Мы с Вами очень хорошо себе представляем историю былых веков. "Балы, красавицы, лакеи, юнкера", - даже песня такая была лет 25 назад. Но ведь гламур великосветской тусовки - это не вся история нашей страны. Есть ещё и несравненно большая её часть - провинциальная жизнь. Разумеется, она мало кому интересна, поэтому и сказано про неё в меньшей мере. Если мы озадачимся всё же поиском, то более менее надежные факты придется поискать. Но были и те, кто всё же углублялся, устремлял свой взгляд прочь от Петербурга. Например, историк рубежа 19-20 веков Н. Чечулин. Он изучал быт именно провинциальных дворян 18 века. Давайте же поглядим, что там было интересного.
А говорить было о чем. В те годы регионы жили под воздействием произведенных Екатериной Великой областной реформы, поэтому быт и жизнь в городах заметно менялась.
Теперь девочек вдали от столицы стали обучать наравне с мальчиками. Стало хорошим тоном, когда девушка не только воспитанна, но ещё и образованна, знает музыку, умеет танцевать. Но это изменение не давалось легко для глубинки. Многие женщины, несмотря на современное воспитание, по воспоминаниям современников, старались сохранить исконное благочестие, которое культивировалось на протяжении веков, были очень религиозны, держали строгие посты, готовы были отстаивать длинные церковные всенощные службы. Их мечтой было отправиться в паломничество по святым местам России.
Во многих городах открылись учебные заведения, в первую очередь частные, где целью было не просто довести ребенка до зрелого возраста, а именно обучить. В регионах стали цениться хорошие преподаватели, вплоть до той степени, что семьи готовы были даже переезжать в другой город, лишь бы обеспечить ребенку школу с качественным образованием. Это сейчас переезд в другой город воспринимается как рядовое дело, а в 18 веке был сродни перелету на другой континент по значимости. Особо следует отметить, что детей в школах стало совершенно немодно физически наказывать, хотя их родители еще помнили вкус "березовой каши".
Ещё в середине 18 века если человек заболевал, не важно чем, простудой или оспой, его лечили домашними средствами и самое главное - покоем. Нужно было отлежаться как следует. А кто хотел лечения особого, то искал либо знахаря.
Но в конце 60-х годов ситуация стала меняться. В городах стали появляться доктора по приказу Медицинской коллегии. Тенденция хорошая, но практическое исполнение, как всегда хромало. Не были подготовлены в должном количестве качественные кадры. В городки приезжали малознающие люди, которые часто были не лучше чем вариант отлежаться. А те, кто действительно мог помочь - были нарасхват, и, разумеется, приоритет отдавали тем, кто щедрее оплатит их услуги. Поэтому они фактически становились на обслуживание нескольких богатейших семей города, а рядовым людям оставалось заботиться о себе самим.
Это в городах. Но были ещё и поместья, вдали от городской суеты. А там всё было иначе. После Манифеста о вольности дворянства в 60-х годах большое количество дворян из столиц переселялось в регионы. Но там им не хватало того блеска, к которому они привыкли. Поэтому в своих поместьях, они старались блеснуть максимально ярко.
Строили большие дома, фонтаны, разбивали парки, привозили украшения, дорогие одежды. И весь этот провинциальный шик смотрелся..хотя кто может сказать, как он смотрелся. Мы не можем судить сквозь 3 века. Но одно мы знаем точно, уже в 19 веке, многие из этих поместий приведут своих хозяев к разорению, начнется разукрупнение, обветшание. Вспомните просто русскую классику. Тургенев, Толстой, Гоголь. Ведь это как раз период распада того напускного регионального шика конца 18 века.
А самое главное, дворянам, переселившимся в регионы и попытавшимся устроить себе местный рай, с непривычки было чрезвычайно скучно. Поэтому с особой силой кинулись в карточную игру. Проигрывали иные всё свое состояние подчистую. "Кутят, на охоте пьют, дерутся, сквернословят и производят различные безобразия", - отмечали современники. Рассказывали даже, что среди обедневших дворян родители искали случая, чтобы устроить дочь фавориткой к человеку побогаче. Как складывалась жизнь таких девиц впоследствии, можем лишь предполагать.
Нельзя говорить, что такое падение нравов было не свойственно Москве или Петербургу, но там в дворянских обществах требовалось соблюдение неких границ и рамок приличия, а в глубинке, в далеких поместьях, где никто не слышит и не видит, часто границей дозволенного была лишь ограниченность фантазии помещика. Остается только посочувствовать, тем людям, которые находились в крепостной зависимости и фактически не имели никакой защиты.
Такой вот небольшой экскурс туда, где "хруст французской булки". Что-то развивалось, становилось светлее, а где-то зиждился кариес человеческого порока. И не времена такие - мы такие.
***Читайте наш материал о тайных обществах в России начала XIX века. Ну или о масонах Екатерининских времен.