В Твери прошла выставка картин Владимира Павловича Абрамовича «Исповедь художника», приуроченная к 70-летию живописца. В нее вошли около 80 работ, охватывающих основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж и натюрморт. Тематика их разнообразна, но все они, так или иначе, связаны – все они складываются в одну живописную песнь о России.
Владимир Павлович Абрамович – заслуженный художник РФ, представитель Тверского областного отделения Союза художников России. Он родился в 1951 году в городе Нелидово, в 1973 году получил образование в Абрамцевском художественно-промышленном училище, при этом начал свою художественную деятельность как скульптор. Его научным руководителем был народный художник СССР, известный художник-монументалист и тоже уроженец Тверской области Владимир Замков.
В 1980 году его пригласили в Калининские художественно-производственные мастерские системы Художественного фонда РСФСР, и он переехал в Калинин. Здесь он выполнял рельефы и мозаики, занимался росписью. Но его серьезно увлекла живопись, и уже в середине 1980-х годов она стала основным направлением в его творчестве.
Владимир Абрамович много раз представлял Тверскую область и Россию на международных выставках, на которых его работами восхищались как отражением русской души, русского миропонимания. Он выставлялся в Болгарии, Италии, Китае, Польше.
Экспозиция «Исповедь художника» была поделена на три локации: портретный, мемориальный, посвященный Великой Отечественной войне, и зал с пейзажами и натюрмортами.
В первом зале – целая галерея разных лиц. Здесь и другие художники, и священнослужители, и женщины – пожилые вдовы и цветущие красавицы, и простые русские мужики: Петр, Владимир – сосед художника. На одном из портретов Абрамович изобразил своего врача, картина так и названа, просто: «С.А. Матвеева. Мой доктор». На полотне глаза женщины, помогающей людям справляться с недугами, светятся, как и вся она – вкупе с легкой улыбкой.
- Я, например, работаю только для зрителей. Здесь много тем, они не конъюнктурные: подняты темы войны, материнства, - говорит Владимир Абрамович. – Здесь есть портреты ветеранов, в том числе ветеранов Ржева, где были страшные бои. Я там бывал на пленэрах, я много там писал. Сам я ездил с поисковыми отрядами на раскопки, но я ездил как художник: я писал места, где проходили бои.
Обращают внимание на себя и портреты священнослужителей: «Матушка Мария. Нило-Столобенская пустынь» (2016), «Монахиня Надежда из Минска» (2013), «Протоиерей Серафим из Иверского монастыря» (2017), «Монахиня Надежда. Свято-Екатерининский женский монастырь» (2013), «Монах из монастыря. Нилова пустынь» (2013), «Протоиерей Геннадий Ульянич» (2012) и другие.
– Я много ездил по монастырям, там жил, знакомился со священнослужителями. Эти люди очень интересны для меня психологически, поэтому я писал их портреты. Писать их очень сложно. Люди гражданские – более открытые, их проще писать. А это сложные люди, замкнутые, все с какой-то своей судьбой, внутренне спрятанные. Для меня было интересно раскрыть эти образы.
На некоторых работах в мемориальном зале религиозная тематика тесно переплетается с тематикой войны. Символична картина «Я убит подо Ржевом» (2019), где наряду с пробитой каской изображена колючая проволока, превращающаяся в терн, воплощение страданий советского народа в период войны. Со спокойным белым контрастирует красное полотно, что вызывает ту же ассоциацию с бесконечной болью и жертвой, принесенной солдатами ради Победы. На многих картинах – святые образа. Мать молится, чтобы сыновья вернулись, и держит икону. Содержание некоторых натюрмортов тоже включает изображения святых: это символ памяти и молитва о тех, кто с войны не вернулся.
Память на многих картинах в мемориальном зале также символизируют рюмки с хлебом для покойного. Одна из работ – «Память» (2014) – раскрывает в запечатленном мгновении большую историю. Пожилой седобородый мужчина пришел на воинское захоронение, чтобы почтить память боевого товарища. Он принес цветы и привел маленького мальчика, возможно внука, на голове которого – пилотка. Так, одной деталью, подчеркивается связь между поколениями. Память будет жить, пока о воинах прошлых лет будут рассказывать. Кругом – зелень, и эта зелень – молодость, будущее, воплощенное вместе с тем в мальчике.
Кроме того, живописец мастерски погружает зрителя в антураж прошлых лет. На полотне «Май 1945 года» (2018) центральное место занимает портрет Иосифа Сталина, который написал военный художник. Также портрет Верховного Главнокомандующего Великой Отечественной войны присутствует в натюрморте «Холодное лето 1953 года» (2011). Название в данном случае несет аллюзию на фильм 1987 года и сообщает о времени, когда Иосиф Сталин уже ушел из жизни. Покидают этот мир титаны – а частная жизнь потихоньку продолжается: вот лежит газета, хлеб, стоит чайник. История складывается из большого и малого, и всё это неразрывно связано. Еще одним ярким маркером послевоенного времени на картине «Шинель Победы» (2011) является плакат «Красной Армии слава!»
В пейзажном зале поражает разнообразие мест, изображенных художником. Но конкретные географические точки встречаются еще и в портретном зале. На картине «Диалог. Посвящение Михаилу Кругу» (2011) – всем известный бульвар Радищева в Твери. На фоне красного кирпича Пролетарки – тверская мадонна с малышом. А в пейзажном зале урбанистических картин уже нет. Только природа. Есть, конечно, и деревенские пейзажи, но деревня – так же естественна, как и сами природные силы. Здесь же – деревенский крестьянский быт, многим уже даже незнакомый. От натюрмортов с деревенской утварью веет теплом, ностальгией. Наверняка даже тот, кто никогда не бывал в деревне, обязательно захочет окунуться в эту чарующую атмосферу. Поставить самовар, съесть несколько румяных пирожков, сделать русской окрошки и потом – уйти в сиреневый вечер.
Среди мест, которые запечатлел Абрамович – Старица, Карелия и даже частичка Италии Сан-Винченцо на автопортрете. Природа на полотнах представлена во всей своей красоте во все времена года.
Выставка – это разноплановая галерея русской души в разных ее проявлениях и обликах. Поэтому вдвойне несправедливо, что выставка осталась, по словам художника, совершенно без внимания: на ее открытии не было ни представителей власти, ни представителей СМИ, телевидения. Хотя были люди, которые приехали за много километров из Москвы, Нелидово, Ржева. Интерес к искусству потерян – такой неутешительный вердикт выносит Владимир Абрамович. А художников, в свою очередь, необходимо поддерживать, потому как «они пишут летопись и, соответственно, делают историю».
– Завтра будут другие лица, другие пейзажи, другие сюжеты. Жизнь меняется, идет процесс. И лица, представленные на выставке, тоже меняются. Например, люди послевоенного времени отличаются от людей современных. У них печать того времени, – говорит художник.
Он отмечает, что нужной поддержки от людей, которые должны заниматься этим вопросом, художники, как показывает его опыт, теперь не получают. Сейчас картины не закупаются картинными галереями, редко – музеями, средств очень мало, и все выставки проводятся на чистом энтузиазме, но отклика не получают.