Сегодня, 6 июля, в Каннах начинается кинофестиваль — первый за два года. Несмотря на конкуренцию с Венецией, это все еще самый главный смотр кино в мире: многие режиссеры, например, Пол Верховен и Уэс Андерсон, готовы были сдвинуть премьеры своих фильмов на год, лишь бы они состоялись именно здесь. Каждый из участников конкурса хочет получить «Золотую пальмовую ветвь», главный символ фестиваля, вручаемый лучшему фильму, — Артем Макарский рассказывает, как он менялся с годами и кем были самые интересные его получатели.
Создательница
Пальмовую ветвь, какой мы ее знаем, создала сопрезидент швейцарского ювелирного дома Chopard Каролина Шойфеле, управляющая компанией вместе со своим братом Карлом-Фридрихом. Каролина занимается преимущественно женскими часами и ювелирными изделиями — именно ее подвеска с клоуном 1985 года запустила целое производство: до этого компания предпочитала заниматься только часами. Предприимчивость Каролины помогла ей договориться о сотрудничестве с Каннами: первоначально она планировала только презентовать новый бутик Chopard на фестивале, но в итоге убедила его гендиректора Пьера Вио, что ему необходим новый дизайн статуэтки. Кроме того, она занимается и специальной коллекцией для красной дорожки — известны Chopard и своими вечеринками. На одной из них Шойфеле познакомилась с Элтоном Джоном — встреча переросла в дружбу, благодаря чему Chopard удалось поработать над недавним байопиком певца, «Рокетмен».
Материалы
До 1954 года лауреаты получали статуэтку Гран-при, которая представляла собой абстрактную композицию из круга и звезды на пьедестале. Первая пальмовая ветвь была сделана в 1955-м парижским ювелиром Люсьен Лазон по эскизу Жана Кокто, который был председателем жюри два года подряд — ее работу выбрали среди нескольких вариантов. Ветвь не только напоминает о пальмах набережной Круазетт, но и украшает герб Канн. Пьедесталом служила вычурная терракотовая скульптура художника Себастиана — в 1980-х ее заменили на пирамиду. В 1992 году ювелир Тьерри де Буркене меняет материал пирамиды с плексигласа на хрусталь, а уже через пять лет Пьер Вио предложил Шойфеле радикально переделать статуэтку. Она решает использовать горный хрусталь в качестве основания — а сама ветвь делается из 118 граммов 18-каратного золота. С 2014-го Chopard берет курс на этичное производство: компания начинает финансировать небольшую шахту на севере Колумбии и с тех пор закупает золото только у нее.
Сердце
Не очень заметная, но важная деталь золотой ветви — ее основание в виде сердца: так Шойфеле выражает свою любовь к кино. Про свои вкусы она в интервью распространяется не сильно: несколько лет назад говорила, что ее любимый фильм — это «Унесенные ветром»; также известно, что она не любит фильмы ужасов и кино, которое оставляет тебя опустошенным после просмотра (в Каннах часто показывают именно такое). Это не помешало ей учредить на фестивале Trophée Chopard, которым награждают самых многообещающих актера и актрису: за двадцать лет статуэтку получили Одри Тоту, Гаэль Гарсия Берналь, Марион Котийяр, Джеймс Макэвой, Аня Тейлор-Джой, Джон Бойега и многие другие. Кроме того, одну из недавних реклам Chopard снял каннский любимчик Ксавье Долан — с Джулией Робертс в главной роли.
Получатели
Первым пальмовую ветвь в 1955-м получил Делберт Манн за фильм «Марти» — но куда интереснее ее вторые получатели: через год статуэтку дали Жак-Иву Кусто и Луи Малю за документальный фильм «В мире безмолвия». Маль, для которого это был дебют, до сих пор остается самым молодым режиссером, заслужившим такую награду, — ему было 23 года. Одна из первых ветвей досталась и Михаилу Калатозову за «Летят журавли», после этого ни советские, ни российские режиссеры ее не получали. Ближе всех к главному призу был Никита Михалков — в 1987-м за «Очи черные» и в 1994-м за «Утомленных солнцем». Но в 1987 году глава Союза кинематографистов и представитель каннского жюри от СССР Элем Климов буквально лег грудью, чтобы от страны на ветвь номинировали актуальное для перестройки «Покаяние» (ему в итоге дали Гран-при), а в 1994-м приз ушел Квентину Тарантино за «Криминальное чтиво».
После того как в 1963 году ветвь вручили Лукино Висконти за «Леопарда», традиция прервалась на двенадцать лет — у фестиваля попросту не хватало денег на такую статуэтку. Первыми лауреатами после перерыва стали алжирец Мохаммед Лахдар-Хамина и Мартин Скорсезе. В 1993-м награду наконец дали женщине — ей стала Джоан Кампион. Первая ветвь авторства Chopard досталась Тео Ангелопулосу за «Вечность и один день» в 1998-м, а в 2013-м случилось беспрецедентное: за «Жизнь Адель» ветвь дали не только Абделатифу Кешишу, но и актрисам фильма, Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, признав их полноценными соавторами фильма.
Только девять режиссеров, среди них Михаэль Ханеке, Эмир Кустурица, Кен Лоуч и братья Дарденн, получали главный приз Канн дважды (ветвь — семеро); трижды не получал никто.
Цена
Статуэтка Chopard стоит 20 тысяч евро — не считая той, что получил за злую сатиру на европейский арт-мир «Квадрат» Рубен Эстлунд в 2017 году: к юбилейному, 70-му фестивалю Шойфеле решила украсить ветвь 167 бриллиантами. Из-за этого она явно стоит гораздо дороже. А вот сколько может стоить статуэтка, если ее решит продать получивший ее режиссер, остается тайной. Абделатиф Кешиш объявил о своем решении избавиться от ветви через четыре года после получения, в 2017 году. Он объяснил это тем, что ему необходимо закончить фильм «Мектуб, любовь моя», а еще тем, что фестиваль унизил его, вручив статуэтку не только ему, но и актрисам фильма. «Мектуб» в итоге вышел лишь частично. Вторая часть показывалась только на фестивалях, а третью мы, кажется, не увидим никогда: студия Кешиша обанкротилась, а самого режиссера обвинили в неподобающем поведении на площадке.
Читайте больше материалов на theblueprint.ru