Найти в Дзене
Миллиард Татар

Демир Тулуш: «Древние уйгуры не являются предками современных уйгуров, но…»

Оглавление

Древние уйгуры не являются прямыми предками современных уйгуров, а енисейские кыргызы – киргизов Средней Азии, считает заведующий отделом средневековой археологии Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ Демир Тулуш. Во второй части интервью «Миллиард.татар» ученый рассказал о предполагаемых местах захоронения Чингисхана, родственных связях тюркских народов с американскими индейцами, городской культуре кочевнических государств и борьбе советской власти с тувинскими шаманами. Первую часть см. здесь.

«Сходство по генотипу с североамериканскими индейцами имеют тувинцы, алтайцы и якуты»

- А что представлял собой Уйгурский каганат в VIII, IX, X веках?

- В VIII-IX веках каганат – это объединение множества племен, которые говорили на уйгурском диалекте. Да, у них были основные девять родов, которые составили основу федерации, они были правителями, основной род – это Яглакар. Была большая проблема – за счет большого количества таких крупных родов у них постоянно шла междоусобица. Это, конечно, феномен тюркских государств, как они наследовали ханский престол: он наследуется следующим старшим в роду, не от отца к сыну, а от кагана к его братьям. И до сына первого кагана, например, этот престол мог не дойти. С учетом того, что у них рождалось по десять и больше детей, конкурентная борьба была очень жесткая, зачастую кровопролитная, и эти междоусобные стычки, войны всегда ослабляли и в тюркское время, и в уйгурское время.

Но чем прославились уйгуры в этот период? Тем, что стали развивать образованность в массах. Очень многие люди умели читать, писать на орхоно-енисейском алфавите, то есть письменность в это время развивается очень широко, становится уйгурскими письменами, которые уже начинали принимать облик уйгурского алфавита, развившегося в XII-XIII веках. Они уже появлялись по всей монгольской степи.

- Какая у них в то время была религия?

- Уйгуры, так же как тюрки, изначально исповедовали тенгрианство. Потом часть уйгуров приняла буддизм.

- Тенгрианство все-таки было религией? Некоторые считают, что это некий конструкт.

- Тенгрианство – это верование. Это не религия даже, а верование как философский момент. Часть уйгуров, как я уже сказал, приняла буддизм, а правящая верхушка приняла манихейство.

- Христианство?

- Манихейство – это христианство несторианского толка, связанное с поклонением луне, солнцу, и это отвернуло от аристократии большую часть простого народа. В конце VIII века, где-то в 770-м или 780-м годах, произошло антиманихейское восстание, сменилась власть, и именно с этим периодом связывают заброшенность некоторых уйгурских крепостей и городищ. В частности, тот же Пор-Бажын, в исследовании которого я принимал участие, - это дворцовая крепость, выстроенная очень удаленно, уединенно. Возможно, он планировался как какой-то особо охраняемый манихейский храм. После строительства много лет им никто не пользовался. Мы находили следы ремонта, подмазки, и трещины заделывались, но не было следов обитания человека. После этого его просто оставляют и уходят. Специалисты-естественники, которые продолжали проводить исследования в этом направлении – геоморфологи, почвоведы, – высчитали, что Пор-Бажын был построен в 777 году, примерно через десять лет его оставили, окончательно ушли оттуда.

Это как раз совпадает с периодом антиманихейского восстания, после этого уже в начале IX века Уйгурское государство начинает слабеть. Все местные племена, которые были ими покорены, начинают восстания, в том числе на территории Тувы, местные племена – чики, азы, тубо – объединяются с енисейскими кыргызами, чтобы выдворить уйгуров со своей территории. Двадцать лет войны, и в 840 году столица Уйгурского каганата была захвачена. Но считается, что большую часть уйгуров изгнали, а не уничтожили. Те простые люди из уйгуров, которые не стремились воевать, скорее всего, остались, поэтому в Туве есть род Ондар, который ведет свое происхождение от уйгуров. Ондар – это как титул.

- Десятник?

- Да. Ондарами называли людей, возглавлявших небольшую группу войск, как командир взвода. И это название рода сохранилось в Туве, и считается, что ондары из Южной Тувы – это потомки уйгуров. Также в Туве остался род кыргыз, считается, что это остатки кыргызских племен, енисейских кыргызов, которые занимали территорию Тувы уже после уйгуров до XI века, и потом ушли обратно в енисейскую котловину. Достаточно большой процент южных тувинцев имеет родственников в Монголии, это уже те родственные связи, которые возникли в период Монгольской империи.

Поэтому я просто уверен, что если исследовать генотип любого современного тувинца, у него найдутся там все перечисленные народы – монголы, уйгуры, кыргызы, собственно тюркские элементы. Китайские элементы, потому что китайский период в Туве тоже был. Как и сакский, скифский, гуннский.

- Геном тувинцев еще не исследовали?

- Когда новосибирские генетики проводили в свое время исследование по ДНК, они доказали, что наибольший процент сходства с североамериканскими индейцами имеют по генотипу тувинцы, алтайцы и якуты. Очень большое сходство генотипа. То есть люди шли отсюда, из Центральной Азии, в Америку.

-2

- Даже башкиры говорят, что они имеют что-то общее с индейцами.

- Да, в Америку уходили племена, но это было задолго до скифов, скорее всего, по Берингову проливу, который тогда был перешейком. Но эти исследования еще продолжаются и они должны развиваться дальше. Это такая глобальная история всего человечества.

«Кочевые империи начинали приходить к городской культуре»

- Директор Института археологии им. А.Х. Халикова Айрат Ситдиков в интервью «Миллиард.татар» сказал, что кочевнической цивилизации была присуща городская культура. Вы с таким мнением согласны? Возможен ли вообще такой симбиоз?

- Да, городская культура обязательно появляется у кочевников при возникновении государства. То есть государство как явление не может обойтись без городов. То же самое Хуннское государство, несмотря на то, что его основатель шаньюй Модэ искоренял стремление к роскоши у своих воинов, чтобы это была ударная армия, спокойно передвигавшаяся на сотни километров за день, - и оно не смогло избежать этого. Любое государство подразумевает, что у него должна быть столица, центр, пусть даже кочующий. Столица подразумевает, что это должно быть охраняемое место, и таким образом появляется город. В Монгольской империи уже играли роль масштабы. Несмотря на то, что Чингисхан также старался захватить весь мир, народ, сами монголы тоже устраивали, создавали города как оплот, как экономическую единицу, позволявшую получать дополнительные продукты.

Поэтому кочевые государства, кочевые общества, кочевые империи с момента возникновения их как государственности сразу начинали приходить к городской культуре. Но при этом феномен этих государств состоял в том, что кочевая составляющая у них оставалась, то есть они не оседали. Основная часть населения все равно сохраняла прежний уклад – кочевое скотоводство, разведение овец, лошадей как основного средства и передвижения, и торговли, ну и сохранение традиций: хоть ты и пастух, если надо, ты сядешь в седло, возьмешь свой лук, саблю и поедешь воевать туда, куда скажет правитель. Воинская обязанность всех мужчин сохранялась, потому что и в городах, которые возникали, тоже зачастую оседали сами кочевники. Но основным населением городов все-таки оказывались ремесленники из оседлых народов, которые уже были приучены к земледелию, то есть знали его. Это были бывшие пленные или те, кто сам переехал в это государство.

- «Приглашенные специалисты»?

- Да. То же касается строительства городов. Их строили не сами кочевники, они приглашали специалистов, в первую очередь китайских. И именно китайцы выстраивали им ровные прямоугольники. Где-то, конечно, ошибались, потому что у них не было точных инструментов, но ориентировались по солнцу, согласно рельефу местности. Прямолинейность – это один из признаков того, что этот город, эту крепость выстроило именно государство. То есть не какое-то племя с кем-то объединилось и сделало себе городок на мысу, насыпали валы, как удобно - по кругу, по овалам или сложной конфигурации, – а именно государство приказало выстроить город здесь, именно такого размера. Это признак государственности в первую очередь.

-3

- Орхон был столицей Монгольской империи, Уйгурского каганата, Тюркского каганата. Как он стал столичным регионом для нескольких государств?

- Исключительно благодаря своим природно-климатическим особенностям. Это плодородная долина, потому что Орхон, Селенга, вот эти территории – это один из немногих участков Центральной Монголии, где есть плодородные долины с широкими пастбищами, при этом рядом расположены естественные возвышенности, которые прикрывают их с севера и с юга. Это очень обширная долина, которая позволяет спокойно разместить города, в отдалении поставить пограничные охранные города-крепости и не беспокоиться, что какая-нибудь крупная армия придет внезапно. И одновременно не беспокоиться, что произойдет восстание в ближайшем городе, которое успеет захватить столицу. Если где-то произошло восстание, другой город, другой гарнизон выйдет навстречу, перехватит.

Выстраивать систему связи, охраны от внешних и внутренних врагов на такой территории было удобнее всего. И неудивительно, что издревле эта долина считалась самой удобной для центра государства. Одновременно разместить там большую армию для похода, при этом не уничтожив экосистему, - это тоже позволяло собраться и выдвинуться туда, куда надо, хоть на север, хоть на юг.

«Отюкен – священное место»

- В Турции была популярная теория об Эргенеконе – прапрародине древних тюрков. С ней даже связывали какую-то тайную организацию…

Продолжение ЗДЕСЬ