Помните, как неудачно главный герой повести Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания" придумал имя изумительной красавице, с нежностью наградив её роскошным псевдоиспанским понятием, Каскара Саграда. Так и в кино нашим авторам частенько приходилось изобретать названия стран, которых отродясь не существовало на картах земли. Вот и в знаменитом многосерийном фильме "ТАСС уполномочен заявить" действия происходят в вымышленной стране Нагонии. Здесь нашего мужественного агента прекрасно сыграл Юрий Соломин, а вот отрицательная роль циничного противника по шпионским ходам досталась талантливому Вахтангу Кикабидзе. И в борьбе за влияние на некое африканское правительство, нашим крепким парням приходится совсем даже не сладко.
Ещё одно загадочное государство возникло в сценарии прекрасной комедии с очень длинным названием, заменённым на менее звучное, "Приключения принца Флоризеля". Здесь великолепный Олег Даль выступает в роли главы некой европейской страны именующейся Бакардией. Смонтировав эту многосерийную историю, режиссёр Евгений Татарский, внезапно почувствовал, что фильм получился несколько пресноватым. Взяв в руки блокнот и ручку, он за пару часов сочинил закадровый текст, блестяще воспроизведённый великолепным Игорем Дмитриевым, играющим здесь роль полковника Джеральдина. Конечно, каталанское название страны, в общем-то, неплохо гармонирует с именами главных героев, так как они совсем не похожи на традиционные испанские фамилии.
С неожиданно странной задачей, выдумать вымышленное имя писателя, столкнулся и сценарист драмы "Осенний марафон" Александр Володин. Начальство, по каким-то понятным только им самим соображениям, запретило авторам картины использовать фамилию реально существующего писателя, о переводе которого мечтает Андрей Бузыкин. Тогда Володин и придумал некого знаменитого автора Скофилда, загадочное имя которого уже многие годы путает эрудированных поклонников комедии. К тому же его книгу в фильме передали для работы в руки бездарной Варваре Никитичне, прекрасно сыгранной замечательной Галиной Волчек.
А вот, как ни странно, постоянно цитируемый, пусть и не всегда к месту, и ставший у нас знаменитым благодаря Юнгвальду-Хилькевичу средневековый Мерлезонский балет (Le ballet de la Merlaison) действительно существовал. И как ни удивительно, но это 16-актовое представление было самолично поставлено королём Людовиком XIII. Единственно расхождение с весёлым советским фильмом о похождении трёх мушкетёров то, что балет начал своё существование лишь в 1635 году, тогда как наши доблестные парни отправились за подвесками королевы никак не позже 1628 года. Ведь именно в это время и произошло знаменитое покушение на герцога Бэкингема.
Но если и сам великий Александр Дюма позволял себе лёгкие исторические вольности, то уж от самобытного режиссёра, сумевшего совладать с этой весёлой компанией резвящихся актёров, ожидать точного соблюдения хронологических событий, было бы просто глупо. В нашей стране, благодаря столь славной комедии, накрепко закрепилась фраза – "вторая часть Марлезонского балета", в котором, кстати, сам реальный Король Луи XIII исполнял сразу две партии, некого торговца приманками для дроздов и обычного крестьянина.