Есть в экспозиции барнаульского музея "Город" уникальный экспонат – флигель с дома барнаульского архитектора Ивана Феодосьевича Носовича, которому, кстати, обязано своим современным обликом и здание бывшей городской Управы и думы, в котором сегодня и расположен музей.
На флигеле имеется символика, которую ряд посетителей интерпретируют, как масонскую, причисляя, тем самым, к масонам и самого архитектора – наложенные друг на друга циркуль и равнобедренный треугольник, обращенный вершиной вниз.
Теоретически, в силу своей профессии, И.Ф. Носович, конечно, мог быть членом масонской ложи. Но вот как было на самом деле?
Как вариант на флюгере могли присутствовать:
1. Родовой герб дворянской фамилии Носович;
2. Профессиональная символика;
3. Масонский символ «Вольных каменщиков».
Иван Феодосьевич происходил из семьи мелкопоместного дворянина Волынской губернии. Как у потомственных дворян у Носовичей должен был быть свой герб, однако во Всероссийском гербовнике он отсутствует. Кроме того, вряд ли при составлении дворянского герба могла использоваться символика рабочей профессии.
Второй и третий варианты тесно переплетены между собой, поскольку история масонства генетически восходит к древнейшим сообществам «вольных каменщиков» - архитекторов и строителей, чьи истоки лежат в Египте эпохи Древнего Царства (Имхотеп) и в «Дионисийских архитекторах».
Цикруль и треугольник широко используется в масонской символике. Первый изображает небесный свод, символизирует умеренность, благоразумие, стремление к духовности. И в то же время служит утверждением «всемирности» масонства.
Треугольник – проекция пирамиды на плоскость. Имеет множество значений, большинство их которых сводится к идее троичности: дух-душа-тело, начало-середина-конец, вчера-сегодня-завтра. Треугольник с вершиной, направленной вверх символизирует человека до грехопадения. Все остальные многоугольники являются производными от треугольника. Треугольник со вписанным в него глазом (Всевидящее око, позаимствованное в христианстве) – «Лучезарная дельта» служит напоминанием о всепроникающем божественном взгляде.
Но, что любопытно, циркуль на символике масонов, как правило, выступает в паре совсем не с треугольником, а с угольником (наугольником) – инструментом строителей и архитекторов.
Впервые они вместе появились в символике «вольных каменщиков» в первой трети XVII столетия, но изначально не пересекались, а просто изображались рядом.
На нижних ступенях (градусах) масонства «сочетание циркуль – угольник» может дополняться буквой «G». Вариантов прочтения здесь предлагается два:
1. Первая буква слова Бог (God).
2. Первая буква слова Геометрия (Geometry).
И то и другое тесно связано с масонством. В первом случае потому, что неверущий масон – это оксюморон. Во втором, потому что без геометрии нет архитектуры. Или же изображением «Лучезарной дельты»
со «Всевидящим оком»
Возможны варианты:
А вот сочетание циркуля с треугольником, тем более вершиной, обращенной вниз, не встречается.
Да и в биографии Носовича не встречаются упоминания о его отношении к масонским ложам.
Возможно, он использовал данную символику именно, в качестве профессиональной, соответствующей его образованию и основной деятельности. В таком случае треугольник здесь не масонский символ, а чертежный инструмент, хотя следов меток на нем не просматривается.
К специалистам в области масонства и его символики - я ни разу не спец по данным вопросам, так что мог и ошибиться где-то!