Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Здесь мы традиционно исследуем и обсуждаем интересные места и достопримечательности в Москве, России и за рубежом, но традиции, как известно, созданы для того, чтобы их нарушать. И хотя место, о котором сегодня пойдет речь тоже в высшей степени примечательное и даже историческое, все же обычной городской достопримечательностью в привычном смысле этого слова его не назвать.
Поводом для появления сегодняшнего поста стала (внезапно!) Эйфелева башня, но не та, что расположена на Марсовом поле в Париже, а ее уменьшенная московская копия. Именно ее я включил в одну из прошлых подборок 10 интересных мест Москвы, о которых никто не знает. Ну, а коль скоро узнавших о существовании московской Эйфелевой башни с тех пор стало на несколько тысяч больше, то самое время рассказать и о месте, где она установлена на протяжении более чем 15 лет. Это завод «Москабельмет», одно из старейших и при этом ведущих российских предприятий в области электротехнической промышленности. Туда мы сегодня и отправимся!
Завод «Москабельмет» занимает территорию в 22 гектара на востоке столицы, недалеко от станции метро Авиамоторная, и находится в окружении 1-й, 2-й и 3-й Кабельных улиц, а также 1-го и 2-го Кабельных проездов. И, конечно же, эти названия не являются совпадениями. Все они появились именно благодаря основанному в этом месте аж в позапрошлом веке Московскому кабельному заводу.
Завод является одним из главных российских профильных предприятий, производящих кабельно-проводниковую продукцию. Звучит непонятно, однако в действительно это ровно то, с чем мы сталкиваемся абсолютно каждый день, пусть и не обращая на то особого внимания: многочисленные провода на улице и дома, контактные сети троллейбусов и трамваев, а также километры силовых кабелей в тоннелях метро, тех самых, которые можно увидеть из вагона во время перегона между станциями. Московское метро, кстати, было открыто лишь в 1935 году, так что в каком-то смысле «Москабельмет» начал изготавливать кабели «еще до того, как это стало мейнстримом».
Что касается истории, основанный в 1895 году завод «Москабельмет», к примеру, является ровесником Русского музея в Санкт-Петербурге, а Пушкинский музей в Москве так и вовсе на три года младше. Кроме почтенного возраста, все эти три учреждения объединяет тот факт, что в годы Великой Отечественной войны они были эвакуированы на Урал и в Сибирь. Впрочем, часть производства завода и в военное время все же оставалась в Москве, тогда за станками нередко работали женщины и дети, так что непрерывный стаж работы предприятия на сегодняшний день составляет ни много ни мало 126 лет.
За это время завод принял участие в реализации государственного плана ГОЭЛРО по электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года, снабжении армии в годы войны, выпуске телефонных и телеграфных кабелей для поддержания связи в военное время, поставках продукции на объекты «Олимпиады-80» и в ряде других крупнейших проектов нашей страны.
Что ж, давайте пройдем вовнутрь производственных цехов и посмотрим, что сегодня из себя представляет изготовление силовых кабелей и проводов.
Сам я внутри заводского производственного цеха оказался впервые и, честно говоря, был немало впечатлен размахом ведущейся здесь работы. Сразу оговорюсь, что я не был внутри плавильного цеха [возможно, впечатлился бы еще больше, но это единственный из заводских цехов, куда доступ посетителей ограничен в целях безопасности] и к наблюдению за работой завода я подключился на этапе, когда медные пластины уже были переплавлены в так называемую катанку, заготовку для создания будущих кабелей.
Нужный размер и толщина придается этой самой катанке посредством волочения, пропуска ее через специальные цилиндры с постепенно уменьшающейся [вплоть до необходимой] шириной. Так выглядит еще необработанная проволока на входе в цилиндр:
А вот она же на выходе:
Фотографии, к сожалению, не передают звуков и самой атмосферы производства, но поверьте, смотреть на наматывающуюся на катушку медную проволоку, как и на огонь и воду, можно бесконечно:) Процесс, впрочем, довольно быстрый. Времени на подобную катушку уходит буквально пара-тройка минут, потом загружается новая, и все начинается сначала. Цвет проволок, как вы, наверное, догадались, зависит исключительно от материала, медь это или алюминий.
И, если диаметр катанки зачастую не превышает 2,5 сантиметра, то диаметр итоговой проволоки может получиться в разы, десятки и даже сотни раз меньше, в зависимости от сферы ее будущего применения. Толщина проводов на фотографии выше, к примеру, составляет порядка одного миллиметра, издалека можно и не различить или принять за световые блики, при этом прочность соединений крайне высокая. А итог работы ‒ такие вот аккуратные катушки:
Впрочем, бывает и так, что создание проволоки является не итогом, а лишь завершением одного из этапов производства. Следующим же этапом становится скручивание из нескольких проволок одной токопроводящей жилы, естественно, уже большего размера. Наблюдать за работой крутильных машин, а также получающимся результатом ничуть не менее интересно.
Результат, кстати, выглядит так:
Работа почти полностью автоматизированная. Непосредственное человеческое участие требуется по большей части для наладки, корректирования и контроля отдельных процессов. Впрочем, производственную деятельность завода все же обеспечивают порядка 2000 сотрудников, 2/3 из которых работают именно в цехах.
Следующий этап производства после изготовления токопроводящей жилы ‒ ее изоляция, препятствующая прохождению электрического тока, в первую очередь необходимой, конечно, для безопасности и защиты человека. Для этого мы вслед за проволочными катушками перемещаемся в следующий цех завода.
Изолируют проволоку разными методами и при помощи различных материалов, включая даже бумагу (специальную, конечно же). Изоляция, во-первых, не пропускает ток за пределы жил, а, во-вторых, обеспечивает работоспособность кабеля и увеличивает его гарантийный срок. Недавно во время плановой замены старых кабельных линий был обнаружен кабель, выпущенный на заводе «Москабельмет» в незапамятном 1905 году. И главное, кабель работал! Хотя вообще-то стандартный срок службы составляет от 30 до 45 лет.
Традиционным способом изоляции кабелей является наложение на них термопластичного материала пластиката. Данный процесс происходит при достаточно высокой температуре и предполагает последующее охлаждение кабеля. Охлаждается кабель традиционным способом ‒ при помощи воды. Выглядит это так:
Еще одним материалом изоляции может стать специальная кабельная бумага, которая прежде всего должна обеспечить механическую надежность и электрическую прочность изоляции кабеля. Такая бумага используется, например, для изоляции телефонных кабелей. Выглядит процесс ее нанесения следующим образом:
Бумага накладывается на быстро крутящийся кабель сразу несколькими ленточками одновременно. Следующий этап ‒ это пропитка токопроводящей жилы изолирующим составом. Для этого ее погружают в специальную ванну.
Но и это еще не все. После пропитки кабеля на него наносится специальная металлическая оболочка, предотвращающая, например, попадание влаги или физическую деформацию кабеля.
И, наконец, один из последних этапов производства является скручивание жил в кабель и его намотка на катушки. Ручной труд в данном вопросе, как вы можете догадаться, уже давно не используется. Занимаются этим огромные вращающиеся машины в две человеческих роста, при этом от скорости их вращения даже начинает кружиться голова. Одно дело, когда крутится-вертится какой-то небольшой станочек, и совсем другое ‒ такая гигантская махина. Фотографии, конечно, не передают всей мощности процесса:
Есть «вертушки» попроще, но и они смотрятся крайне впечатляюще:
В завершение еще несколько фотографий, чтобы подчеркнуть масштаб ведущейся в заводских цехах работы:
А вот и финальный этап всего производственного процесса, намотка готового кабеля на катушку:
Точнее, нет, не финальный. Кабелю еще предстоит пройти обязательные испытания, и вот тогда уже финальный ‒ упаковка и отгрузка.
Готовая продукция зачастую хранится прямо на улице. Безопасности ее ничего не угрожает: территория завода закрытая, кто попало с улицы не зайдет, да и к тому же данные о каждой катушке хранятся в системе: когда сделана, из чего, кто заказчик и так далее. На упаковках даже нанесен QR-код со ссылкой на ключевые данные о продукции. Так что завод хоть и со 126-летней историей, но и о модернизации здесь тоже не забывают.
Ну, а закончим мы нашу экскурсию тем же, с чего начинали, то есть Эйфелевой башней. На своем нынешнем месте, при входе в административный корпус завода, она появилась в 2004 году, заняв место ранее располагавшейся здесь неприглядной лебедки и став с тех пор одним из новых символов завода.
В посте про интересные места Москвы, где я упоминал Эйфелеву башню, я написал, что назначить свидание около нее не так-то просто из-за пропускного режима, действующего на территории завода. Однако сотрудники предприятия все-таки могут это сделать:) На заводе за всю его историю работало и продолжает работать множество семей и даже династий. Невероятный рекорд по суммарному стажу работы здесь принадлежит одной из семей [а точнее, наверное, правильнее будет сказать роду], члены которой в сумме проработали и продолжают работать на предприятии более 215 лет. Так что создание транспортной и коммуникационной инфраструктуры для кого-то ‒ дело всей жизни. А результат такой работы для нас с вами ‒ хорошо работающий интернет и исправно движущиеся трамваи и составы метро.
И на этом наша сегодняшняя промышленная экскурсия подошла к концу. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь, ведь впереди еще много интересного!