Найти тему
Новый драматический театр

"Весёлые зрители" С. Григорьева: история шедевра

Оглавление

Дети в театре довольно часто становились объектом внимания советских живописцев. Перед вами репродукция одной из самых выразительных картин на эту тему — произведение Сергея Алексеевича Григорьева, признанного мастера бытовой живописи, чрезвычайно популярного в середине прошлого века. Полотно было написано в 1955 году, и хранится сегодня в Музее Украинской живописи (Днепр, Украина), как и многие другие работы художника ("Вратарь", "Приём в комсомол", "Обсуждение двойки", "Вернулся" и другие).

Источник фото: сайт Музея Украинской Живописи, http://museum.net.ua/
Источник фото: сайт Музея Украинской Живописи, http://museum.net.ua/

О Сергее Григорьеве сложно говорить как о любителе театра, и тем более как о театральном художнике. Сюжет этой незамысловатой сценки, скорее всего, подсказан ему любовью к изображению детей, их будней и праздников, радостей и огорчений. Поход "с классом" на детский спектакль был такой же естественной и распространённой формой досуга для советского школьника, как прогулка, занятие в кружке или спортивной секции, игры со сверстниками. Художник пытается передать очарование детства, отражая в своих работах то, что составляло повседневную жизнь ребятишек, эстетизировать её, остановить самые яркие мгновения, которые впоследствии остаются с нами навсегда в воспоминаниях...

Сергей Григорьев с внуком Иваном (источник фото: https://antikvar.ua/)
Сергей Григорьев с внуком Иваном (источник фото: https://antikvar.ua/)

"В большинстве случаев дети не ошибаются..."

В Киеве, где жил и творил Григорьев в указанное время, было несколько театров с детским репертуаром. Скорее всего, своих весёлых зрителей — точнее, трёх маленьких зрительниц — художник увидел в Киевском театре кукол (старейший кукольный театр Украины), либо в театре юного зрителя (сегодня "Киевский ТЮЗ на Липках). Судя по тому, как радостно смеются и хлопают в ладоши изображённые на картине девочки, они смотрят музыкальную комедию или сказку. Художник верен своей повествовательной манере, искусному отражению очевидной действительности, и, несмотря на отсутствие конкретной истории, мы можем предположить, как именно происходил в то время поход в детский театр.

Художественный альбом "Сергей Алексеевич Григорьев" (источник фото: https://auction.ru/)
Художественный альбом "Сергей Алексеевич Григорьев" (источник фото: https://auction.ru/)

Конечно, это было событие, к которому готовились заранее. Три подружки в театральных креслах одеты скромно, но нарядно, у каждой на голове пышный бант, заботливо повязанный мамой или бабушкой. Билеты распределялись в школе, и девчонки-одноклассницы оказались в одном ряду партера. Они явно не в первый раз на театральном представлении, потому что держатся уверенно; непосредственно, даже бурно выражают свои эмоции... Правда, у каждой реакция своя, и веселье выражается индивидуально: ближе всего к нем светловолосая девчушка закусила губу и замерла от восторга; рядом аплодирует, раскачивается и подпевает актёрам более раскованная её соседка, и наконец самая дальняя от нас малышка хохочет, вздёрнув тёмные брови домиком и растопырив пальцы... Кончится представление — и девочки начнут обсуждать увиденное, а вечером взахлёб рассказывать своим домашним о спектакле, артистах, костюмах и декорациях.

"В своём творчестве больше всего я отдаю себя детям. Почти во всех моих картинах они главные персонажи. Детская чистота души, мудрость и непосредственность, их наивность и готовность поверить в волшебство, сказку в восприятии жизни привлекают и восхищают меня. Маленькие дети хорошо понимают разницу между добром и злом, руководствуясь впечатлением. В большинстве случаев они не ошибаются..." (Из "Книги воспоминаний" С. А. Григорьева)

О Григорьеве пишут, что его работы, тщательно и с любовью написанные, изобилующие меткими жизненными подробностями, "посвящены проблемам советской морали и воспитания..." Даже если это так, "Весёлых зрителей" хочется признать счастливым исключением. Никакого морализаторства здесь нет, есть светлый праздник театра, чудо соприкосновения ребячьих душ с искусством сцены. Написано полотно крупными свободными мазками, безо всякого желания быть фотографически точным. Главное здесь в порыве, праздничном настроении, атмосфере тотальной игры, которая захватила детский зрительный зал.

35 минут для создания образа

Внук художника Иван Григорьев с мягкой иронией пишет о том, как часто приходилось ему становиться натурщиком, будучи рядом с гениальным дедом. Ведь он был всегда "под рукой", и с него можно было беспрепятственно делать наброски.

"А моих подруг, соседских девочек, приходилось заманивать уговорами и подарками, да и сидели они, пока играла пластинка. Например, "Бременские музыканты" звучали около 35 минут, но этого Сергею Алексеевичу хватало, чтобы создать детский образ..." (Из мемуаров Ивана Григорьева).

Не исключено, что образы этих соседских девочек нашли своё отражение и в картине "Весёлые зрители", ведь даже если художник присутствовал на детском спектакле, он вряд ли смог в темноте зала чётко зафиксировать с натуры маленьких зрителей во время действия. Но, как бы то ни было, нам стоит приглядеться к этой замечательной картине... и задуматься о том, не разучились ли мы воспринимать спектакли, как в детстве — с радостью, благодарностью и безусловной верой в искусство.