Найти тему
ВТБ Страна

Внутренние демоны русского художника

Михаил Врубель (1856—1910) — один из самых узнаваемых русских художников. Сочетание темперамента и таланта дает его работам мятежный романтический флер — за счет него он всегда в моде, герои его картин стали частью массовой культуры.

«Девочка на фоне персидского ковра», Михаил Врубель, 1886 год
«Девочка на фоне персидского ковра», Михаил Врубель, 1886 год

Врубель — тот случай, когда магнетизм личности гармонично сращен с творчеством, среди русских художников это большая редкость. Впрочем, мы зовем его русским, но Константин Коровин, зная о польском происхождении Врубеля, писал в воспоминаниях, что в нем была «утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции». Тот же Коровин в своих записях сохранил для нас яркий штрих к портрету Врубеля. Это известная история о том, как Врубель занял у Коровина двадцать пять рублей, чтобы на двадцать из них купить флакон духов, которым он тут же облился, стоя в тазу. Это вызывающее эстетство в нем сочеталось с человеческой простотой.

Михаил Врубель, 1900 год © фото из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»
Михаил Врубель, 1900 год © фото из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»

Судя по воспоминаниям современников, до поступления в Академию в двадцать четыре года Михаил Врубель был обычным «денди» — увлекающимся, легко схватывающим знания и навыки, успешным в учебе (он рано начал зарабатывать репетиторством). Юный Врубель любил и театр, и музыку, и языки. Живое воображение, впечатлительность и импульсивность в сочетании с талантом дали нам разностороннего мастера, который известен в основном живописью, но на деле был более полифоничен.

Ряд исследователей полагает, что Врубель решил стать художником, впечатлившись теорией эстетики Канта, согласно которой гений может быть только художником — а молодой Врубель ощущал себя гением. В Академии Врубель занимался у Павла Чистякова, из мастерской которого вышли Репин, Серов, Васнецов, Поленов, Суриков, Борисов-Мусатов и многие другие мастера.

Несмотря на то что к живописи Врубель пришел не сразу и не напрямую, его эстетическая система сложилась довольно быстро: он ценил наслаждение от самой живописи и чувственное восприятие — в противовес привычной повествовательности русского искусства. В его технике отмечают «кристаллообразность форм», его полотна называют «живописной чеканкой».

«Натурщица в обстановке Ренессанса», Михаил Врубель, 1883 год
«Натурщица в обстановке Ренессанса», Михаил Врубель, 1883 год

Работы Врубеля со времен Академии были фантазийными, взять хоть «Натурщицу в обстановке Ренессанса». Наверное, сегодня он мог бы рисовать персонажей компьютерных игр и придумывать целые фэнтези-миры. Академию Врубель не окончил, уехав в Киев реставрировать Кирилловскую церковь (XII век, одна из древнейших церквей Киевской Руси). Художник проработал в Киеве пять лет, пропустив через себя древнерусское искусство, и фактура его более поздних образов родственна древнерусской. Это прямое родство отличает его работы от вещей модного в конце XIX — начале XX века «русского стиля»: Врубель не использовал нарочито национальные атрибуты, но глубоко прочувствовал пластику. Он будто усвоил рефлексы, на которых строили форму древнерусские мастера.

«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год
«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год

Замысел «Демона» у Врубеля появился в 1880-е годы — во всяком случае, тогда он, живя в Одессе, рассказал об этой идее Валентину Серову. Занятно, что образ Демона Врубель обдумывал, работая над церковными росписями.

В 1889 году Врубель переехал в Москву, где Константин Коровин познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым. В Москве Врубель работал над иллюстрациями к юбилейному изданию Михаила Лермонтова, которые стали событием в 1891 году: их обсуждали и осуждали, но они будто перенесли лермонтовский текст из XIX века в XX. Тогда же Врубель написал «Демона сидящего» — одну из самых известных своих живописных работ. И вскоре увлекся керамикой и более прикладными, чем живопись, работами: мозаикой, витражами, майоликой, театральными декорациями. Тут раскрылась тяга Врубеля к фантазийному: он создавал целый мир с русалками и фантастическими существами. Заказами его снабжал Савва Мамонтов — несмотря на неуживчивый характер художника, он обрастал репутацией. Ему нравилось создавать не единичные работы, а целое эстетическое пространство — отсюда любовь к работе с керамикой и в целом формой.

«Царевна-Лебедь» (фрагмент), Михаил Врубель, 1900 год
«Царевна-Лебедь» (фрагмент), Михаил Врубель, 1900 год

В 1900 году Врубель написал «Царевну-Лебедь», которую многие знают со школы — по репродукциям в учебниках. В этой работе видно и врубелевское чувство театра (в 1896 году он женился на оперной певице Надежде Забеле, затем увлекся театральными костюмами), и фантазийное, сказочное мировосприятие, и «кристаллические» формы. И, главное, центральный образ — неспокойной, темпераментной, если не «роковой женщины», то уж точно с чертовщинкой. И, конечно, фантастической.

«Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год
«Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год

Врубель продолжал работать над темой Демона, долго и мучительно создавая «Демона поверженного» (1902). В этой картине чувствуется внутренний дисбаланс, в который художник проваливался все глубже. Врубель уже болел, его поселили в частной клинике, и тут, как это часто бывает, коллеги к нему потеплели, а Александр Бенуа и Сергей Дягилев даже организовали персональную выставку.

До конца жизни Врубель с несколькими перерывами жил в лечебницах, а его художественные поиски становились все более отрывочными. Именно в это время к нему пришло признание. Модерн, который он настолько опередил, наконец догнал его: один из номеров «Мира искусства» в 1903 году был посвящен Врубелю. В 1906 году художник ослеп, а в 1910 году умер.

Эксцентричность Врубеля и его работ, слишком раннее (для публики) явление в них духа модерна сделали художника малопонятным для современников. Тот же Мамонтов, признавая талант, часто не понимал Врубеля, как и коллеги-художники. Впрочем, он и не стремился ни с кем сходиться — в итоге для русской художественной жизни он оставался будто снаружи, не включенным в процесс. Работы Врубеля отчасти выпадают из канвы русского искусства, но всегда узнаваемы и притягательны — густыми, насыщенными цветами, витражной эстетикой и экспрессией, упакованной в четкие формы. Мир Врубеля — плотный и захватывающий, это цельная эстетическая система.

«Пан» (фрагмент), Михаил Врубель, 1899 год
«Пан» (фрагмент), Михаил Врубель, 1899 год
Увидеть вживую картины Михаила Врубеля вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.

Текст: Анастасия Семенович