Михаил Врубель (1856—1910) — один из самых узнаваемых русских художников. Сочетание темперамента и таланта дает его работам мятежный романтический флер — за счет него он всегда в моде, герои его картин стали частью массовой культуры.
Врубель — тот случай, когда магнетизм личности гармонично сращен с творчеством, среди русских художников это большая редкость. Впрочем, мы зовем его русским, но Константин Коровин, зная о польском происхождении Врубеля, писал в воспоминаниях, что в нем была «утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции». Тот же Коровин в своих записях сохранил для нас яркий штрих к портрету Врубеля. Это известная история о том, как Врубель занял у Коровина двадцать пять рублей, чтобы на двадцать из них купить флакон духов, которым он тут же облился, стоя в тазу. Это вызывающее эстетство в нем сочеталось с человеческой простотой.
Судя по воспоминаниям современников, до поступления в Академию в двадцать четыре года Михаил Врубель был обычным «денди» — увлекающимся, легко схватывающим знания и навыки, успешным в учебе (он рано начал зарабатывать репетиторством). Юный Врубель любил и театр, и музыку, и языки. Живое воображение, впечатлительность и импульсивность в сочетании с талантом дали нам разностороннего мастера, который известен в основном живописью, но на деле был более полифоничен.
Ряд исследователей полагает, что Врубель решил стать художником, впечатлившись теорией эстетики Канта, согласно которой гений может быть только художником — а молодой Врубель ощущал себя гением. В Академии Врубель занимался у Павла Чистякова, из мастерской которого вышли Репин, Серов, Васнецов, Поленов, Суриков, Борисов-Мусатов и многие другие мастера.
Несмотря на то что к живописи Врубель пришел не сразу и не напрямую, его эстетическая система сложилась довольно быстро: он ценил наслаждение от самой живописи и чувственное восприятие — в противовес привычной повествовательности русского искусства. В его технике отмечают «кристаллообразность форм», его полотна называют «живописной чеканкой».
Работы Врубеля со времен Академии были фантазийными, взять хоть «Натурщицу в обстановке Ренессанса». Наверное, сегодня он мог бы рисовать персонажей компьютерных игр и придумывать целые фэнтези-миры. Академию Врубель не окончил, уехав в Киев реставрировать Кирилловскую церковь (XII век, одна из древнейших церквей Киевской Руси). Художник проработал в Киеве пять лет, пропустив через себя древнерусское искусство, и фактура его более поздних образов родственна древнерусской. Это прямое родство отличает его работы от вещей модного в конце XIX — начале XX века «русского стиля»: Врубель не использовал нарочито национальные атрибуты, но глубоко прочувствовал пластику. Он будто усвоил рефлексы, на которых строили форму древнерусские мастера.
Замысел «Демона» у Врубеля появился в 1880-е годы — во всяком случае, тогда он, живя в Одессе, рассказал об этой идее Валентину Серову. Занятно, что образ Демона Врубель обдумывал, работая над церковными росписями.
В 1889 году Врубель переехал в Москву, где Константин Коровин познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым. В Москве Врубель работал над иллюстрациями к юбилейному изданию Михаила Лермонтова, которые стали событием в 1891 году: их обсуждали и осуждали, но они будто перенесли лермонтовский текст из XIX века в XX. Тогда же Врубель написал «Демона сидящего» — одну из самых известных своих живописных работ. И вскоре увлекся керамикой и более прикладными, чем живопись, работами: мозаикой, витражами, майоликой, театральными декорациями. Тут раскрылась тяга Врубеля к фантазийному: он создавал целый мир с русалками и фантастическими существами. Заказами его снабжал Савва Мамонтов — несмотря на неуживчивый характер художника, он обрастал репутацией. Ему нравилось создавать не единичные работы, а целое эстетическое пространство — отсюда любовь к работе с керамикой и в целом формой.
В 1900 году Врубель написал «Царевну-Лебедь», которую многие знают со школы — по репродукциям в учебниках. В этой работе видно и врубелевское чувство театра (в 1896 году он женился на оперной певице Надежде Забеле, затем увлекся театральными костюмами), и фантазийное, сказочное мировосприятие, и «кристаллические» формы. И, главное, центральный образ — неспокойной, темпераментной, если не «роковой женщины», то уж точно с чертовщинкой. И, конечно, фантастической.
Врубель продолжал работать над темой Демона, долго и мучительно создавая «Демона поверженного» (1902). В этой картине чувствуется внутренний дисбаланс, в который художник проваливался все глубже. Врубель уже болел, его поселили в частной клинике, и тут, как это часто бывает, коллеги к нему потеплели, а Александр Бенуа и Сергей Дягилев даже организовали персональную выставку.
До конца жизни Врубель с несколькими перерывами жил в лечебницах, а его художественные поиски становились все более отрывочными. Именно в это время к нему пришло признание. Модерн, который он настолько опередил, наконец догнал его: один из номеров «Мира искусства» в 1903 году был посвящен Врубелю. В 1906 году художник ослеп, а в 1910 году умер.
Эксцентричность Врубеля и его работ, слишком раннее (для публики) явление в них духа модерна сделали художника малопонятным для современников. Тот же Мамонтов, признавая талант, часто не понимал Врубеля, как и коллеги-художники. Впрочем, он и не стремился ни с кем сходиться — в итоге для русской художественной жизни он оставался будто снаружи, не включенным в процесс. Работы Врубеля отчасти выпадают из канвы русского искусства, но всегда узнаваемы и притягательны — густыми, насыщенными цветами, витражной эстетикой и экспрессией, упакованной в четкие формы. Мир Врубеля — плотный и захватывающий, это цельная эстетическая система.
Увидеть вживую картины Михаила Врубеля вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.
Текст: Анастасия Семенович