Презентация первого раздела "Аутад" из окталогии "Ас-Сафи" Шукура Тебуева
Ас-Сафи. Книги 1-4. Бейты 1 - 6,661
История карачаевцев с древнейших времен, газели (1-125), рубагъи, сотни-пирамиды и вольные стихи
Итак, Аўтáд. Он состоит из 4 Книг, включает около 24 тысяч строк. Начиная повествование тезисом о сотворении мира, речь плавно переводится на историю аланов и асов-булгар – прямых предков карачаевцев, как об этом говорит «Áссия» учёного Арсена Кубанова. Именно она взята за основу исторической интерпретации этногенеза этого народа. Не признавая общепринятую теорию ираноязычности алан и асов-булгар, которые к тому же провозглашены одним народом, Аўтáд поддерживает мнение учёного-историка. Приведя интересные примеры этимологии, доселе малоизвестные учёному миру, также делаются попытки объединить просторы от Скандинавии до Енисея – ареал расселения асов. История карачаевцев плавно доходит до XX века, где описывается их участие в Великой Отечественной войне и выдающиеся заслуги на этом поприще воинов-героев. 2-я Книга 1-го Раздела «Султан» погружает нас в таинственный мир газели и рубагъи. В первом измерении царствовал Хафиз, по мнению автора Окталогии. Во втором миру более известен Хайям. Весь «Диуан Шаккýра Хаддадú» включает 121 газель с весьма интересными аналогиями из прошлого и интригующими решениями на будущее. Так, газель «Стрела» насчитывает 100 бейтов, что нетипично для этого стихотворного размера, где обычный порядок подразумевает интервал в диапазоне 5-13 бейтов. Вторая часть этой Книги «Шатры» более разнообразна в плане предметов обсуждения. Здесь делается задел, видимо, под Первый Том Сóда, где жизнеописание Пророка мусульман будет рассмотрено не только под углом Духовной Битвы с эгом, а более подробно. Также делается попытка на 5 примерах полководцев прошлого определить ве-хи борьбы с самостью – нафсом. 3-я Книга «Ахрáм» (Пирамиды) представляет собой интересную систематизацию поэтических претензий автора в форме сотен-пирамид, где сотня четверостиший определена в лимит. Их всего 18, не все они имеют законченный вид и, судя по всему, это было сделано намеренно. Темы весьма разнообразны – это и кольчуга Али, и Цезарь, и троянский конь, и размышления о жизни, о бренности бытия, о несостоятельности духовных притязаний в Боге на Самого Творца. 4-я Книга 1-го Раздела «Весна» дарит больше загадок, чем ответов. Ибо Город Любви, венец повествования, сознательно пропущен по неясной причине. Имеющиеся же в наличии строки – это, скорее, свободное изложение на разные темы.
Ас-Сафи. Книги 5, 6 и 21. Бейты 8,001 - 10,000 и 33,928 - 36,367
Лирические и философские газели (126-400)
Итак, она – Жемчужина-Красавица. И, если Бог имеет Атрибут Аль-Къаххáр, Он же позволил назваться ей таким прекрасным именем. Замечательно. В неотразимости Самой Красивой Девушки Мира – Сакрадемú – сомнений не было. И, слава Богу. Она поражает, ибо великолепна и непринуждённа, с взглядом игривой лани, знающей все военные хитрости обворожения. Естественно, Восток не был бы таковым без сакральной начинки внешних естественных оболочек, выполняющих свою нелёгкую задачу весьма и весьма успешно. Но и красота естества, созданного Творцом, имеет право на внешний и внутренний смысл, чем всегда и был силён сам Шах-Хафиз… Жанр газели, такой прекрасный и доведённый Хафизом до совершенства, про-должает манить и звать в гости жителей всего подлунного мира на Востоке и Западе…
Ас-Сафи. Книги 7-11. Бейты 10,001 - 16,000
Размышления, создание мира из Света Пророка Мухаммада, Атрибуты Бога и Его поминание
3-й Раздел, который появился весьма неожиданно, носит название Четыре Султана. Он состоит из 24 тысяч строк и разделён на 5 Книг. В 7-й Книге неожиданно появляется Стан – это «онегинская» строфа в 14 строк. Но в отличие от привычного слога классика русской поэзии, здесь используется, в подавляющей основе, только 3-стопный хорей. Автор какое-то время пытается приноровиться к новому стихотворному размеру, чего он и не скрывает. Вместе с тем, начинается базовое изложение духовных представлений и ценностей, которые со временем обретают новые краски в космогоническом сюжете о сотворении мира. Пока же даются общие намётки этого, даются общие границы плана. 9-я Книга «Пустыня» очень своеобразна – это вольное изложение стиха без особого предмета обсуждения. Мысли, посещающие обрывочно, переплетаются в интересное восприятие текущей в Пространстве и Времени реальности. Создаётся устойчивое впечатление, что автор пытается отсечь весь ненужный контингент читателей, испытывающих скуку от хода событий в этом месте Окталогии. Вместе с тем, преследуемые цели, видимо, достигаются в 10-й Книге – здесь начинает набирать обороты так любимый читателями космогонический сюжет. Уже в 11-й Книге жирными мазками даются основы вероубеждений людей, которые признают Единственность Творца.
Ас-Сафи. Книги 12-19. Бейты 16,001 - 28,495
Жизнеописания Пророков
Книг с историей мира – великое множество. Способы описания также разнятся. Кто-то начинает это с Кайумарса и мубадов Ирана, кто-то идёт путём описания великих царей всех времён. Но ещё в древности был известен базовый способ, принятый за основу у всех Авраамических религий, исповедующих единобожие – через цепочку Пророков Аллаха вплоть до самого Судного Дня. Таким путём пошёл Фикх, начав с Адама и дойдя до описания Пророка Мухаммада в плоскости его чудес и нрава. Не мудрствуя лукаво, 4-й Раздел Окталогии опирается на древние источники и известнейших авторов в их интерпретациях священных Писаний, присланных Богом людям. 50 тысяч строк вполне хватило, чтобы вкратце ознакомить неподготовленного читателя с этим, чтобы продолжить процесс далее уже в Сóде.
Ас-Сафи. Полотно Фикха. 601 строфа
Сонеты на вольные темы
Полотно – нечто особенное. Являясь частью Ас-Сафú, Станы его не попали в основной счёт нумерации наших 28 Легионов. Так получилось. Но не так задумывалось нами. Хотя все наши задумки не имеют значения, когда исполняются Его планы. За этим, мой читатель, я наблюдаю вместе с Вами, не имея к этому никакого отношения. Подобно ныряльщику за жемчугом, который может рассмотреть свою добычу лишь на берегу вместе с остальным миром, почитающим драгоценности… Так, строй Ас-Сафú восхищает всё больше. Даже нам не удаётся предугадать следующий ход Небесной Службы, курирующей данное произведение. Тем более это вряд ли удастся сделать кому-то другому в мире, в котором так ценится лихо закрученный сюжет с непредсказуемым концом. Хотя мы к этому и не стремились, и вряд ли оказались бы в состоянии сделать нечто подобное… Тем не менее, появление этой книги было заранее записано в Книге Небесной, которая освещает все события земли вне зависимости от времени и места. План Бога будет воплощаться вне зависимости от средства, хотя обычно, по Его правилам, на земле принято использовать средство достижения цели. Которым, в данном случае, является тот, чьё имя будет записано в качестве автора произведения. Не обольщаясь на этот счёт и понимая всю сложность узора мироздания в попытке найти своё скромное место в нём, тем не менее, мне представилась возможность вместе с остальными читателями приобщиться к содержанию Окталогии – дабы самому получить обещанную пользу. Пользу для разума, духа, личности, сущности, сердца и осознания Реальности. Не совпадающий с нумерацией Наджúбов Окталогии порядок написания книг – тоже сделал своё дело в обострении понимания. Когда первостепенное в вопросе необходимости может и отодвигает не являющееся ключевым в данный момент событие, при всей его безусловной важности в основном изложении. Когда у человека болит голова – это отодвигает на второй план другие не менее важные задачи. Но если будет болеть палец – даже он может отодвинуть жизненно важные органы при всём нашем уважении к последним. Со сломанным пальцем войти в «поэтический восьмиугольник» нельзя (согласно правилам подлунного мира), хотя именно это мы и сделали, в итоге, уже вплотную подойдя к обозначенным виртуальным реальностям. Ас-Сафú, слава Богу, набирает ход – смело меняя одну весовую категорию за другой. Не за горами и те самые «открытые веса», о которых было сказано ранее, иншá Аллáх…
Ас-Сафи. Книга 20. Бейты 28,496 - 33,927
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Сод – декатлон/десятиборье. Выражаясь современным языком, это собрание мастеров за первенство в абсолютном чемпионате атлетов. Где все составляющие, устремлённые к достижению одной цели и подразумевающие необходимый уровень во многих дисциплинах, должны быть отточены. Жизнеописание Пророка мусульман – это своего рода декатлон Духа, где в зачёт идёт итоговый результат, состоящий из многих аспектов общей мозаики. Собранные воедино разные направления и важнейшие магистрали должны создать единый универсальный план достижения главной цели – создание Совершенного Человека, способного достичь максимального успеха-счастья в любой точке Пространства-Времени и обладающего для этого всем необходимым багажом знаний, мудрости и способности. Таким в своё время и был Пророк Мухаммад...
Ас-Сафи. Книга 22. Бейты 36,368 - 40,000
Жизнеописания Праведных Халифов
Тридцать лет вслед Пророку на земле был Праведный Халифат, как об этом и говорил сам Посланник Аллаха. Абу Бакр, Умар, Усман и Али сделали больше, чем было в их силах, чтобы со временем люди мира в испанской Севилье, дагестанском Дербенте, Самарканде за Амударьёй, Мултане на Инде у подножья Гималаев, далёкой Индонезии и в глубинах сердца Африки – могли читать один Коран и жить в одной системе ценностей. Квартет великих аскетов и отшельников в Боге, для которых мирская жизнь стоила меньше пепла на ветру, а смерть представлялась легче испития стакана воды, продолжила миссию Пророка Мухаммада. Неизвестная доселе никому новая геополитическая доминанта сокрушала мрак неверия и многобожия, оставляя за людьми право выбора Света веры. Ведь никогда и никого силой в Свой Рай Аллах не звал…
Ас-Сафи. Книга 23. Бейты 40,001 - 43,402
Жизнеописание Имама Шамиля
Имам Шамиль… Всего так и не скажешь. Святой высшей иерархии Накъшбандийского Тарикъата, получивший три разрешения на Путь, в том числе от самого шейха Исмаила Курдумери – прямого халифа Халид-Шаха. Человек, Четверть Века воевавший с державой, которая за год смела Наполеона и за четыре года уничтожила немецкий рейх. Горец Кавказа, чья популярность не меркнет, увеличиваясь год от года во всём мире. Военачальник, уважение к которому испытывают на протяжении столетий не только в мусульманских странах. Старец, вызывавший непомерное уважение, как у Романовых, так и династии Османов. Раб Божий, который по личному указанию Пророка Мухаммада был похоронен в сотне метров от него самого на кладбище Асхабов спустя 12 веков…
Ас-Сафи. Книга 24. Бейты 43,403 - 47,955
Жизнеописания святых
Наиболее преуспевшим в чтении Сúры всегда становится Наследник Пророка. Пророки не оставляли в наследство динары и дирхемы, но – Знания. Знания бывают двух видов – явными (тела) и скрытыми (сердца). Постигшие только первое находятся в ранге зауиль-архам в науке о наследовании – Мирáс. Познавшие только второе вступают в права зауиль-фуруд. Тогда как владеющий обеими ветвями единого целого становится прямым наследником в ранге родного сына по крови. Вот такое образное сравнение приводили великие учёные прошлого. Именно такому Полюсу [притяжения для всех ищущих Бога душ своего времени или целой эпохи], или Къýтбу, жизнь Пророка Мухаммада становится наиболее понятной с позиций исполнения обязанностей, возложенных в своё время Аллахом на Своего Любимца по отношению ко всему живому…
Ас-Сафи. Книги 27-33. Бейты 60,460 - 100,500
400 Шамилей: размышления в поле метафизики и Познания Бога
Нюансы и детали – подобны специям. Хотя они прямо и не относятся к самим ингредиентам, тем не менее, занимают своё, отведённое провидением, место в общей картине мира. Без них вкус блюда не тот. Ибо сознание человека, уже привыкшее к образам и клише, по-прежнему находится в силках условностей и уловок логики в хитросплетениях даже не самого разума, который является светом в сердце для определения Истины, а – чего-то иного. Что так усиленно пытаются выдать за искомый всеми разум, являющийся на деле бесценным даром Бога своим созданиям. Разум подобен зёрнам: кто-то получил одно зерно, кто-то два, кто-то горсть, кто-то ёмкость поболее… Поэтому Познавшим Бога, которые наделены разумом в абсолютных величинах этих ипостасей, приходится общаться с нами исходя из имеющегося у нас в наличии багажа… Как бы то ни было – Путь к Истине открыт для всех. Почему-то всегда люди пытаются найти чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет. Ибо, она вышла на немного и скоро вернётся. Парадоксы – парадоксальны, если разум не набрался силы, полностью погрузившись в Свет. Иначе, он не смог бы удивляться. Да и не нашёл бы Времени, чтобы заниматься этим, будучи поглощён намного более важными делами, о знании которых обычно даётся лишь намёк. Не более. Что ж, знающим – виднее. Их общество очень полезно, ибо без той закваски и аромата Истины не представляется возможным узнать о правильности направления своего движения в случае успеха. Не будет ощущения известности. А иначе мы и не сможем узнать. Таким образом, ранг мастера (или гида, если кому-то гордость не позволяет называть вещи своими именами) неимоверно возрастает, становясь всем и вся в процессе…
Всю информацию о произведении можно найти в Профайле Окталогии на Тамблере.