В 1993 году режиссером Георгием Данелия был снят фильм жанра трагикомедия под названием "Настя". В фильме показана наша страна на рубеже, когда одной ногой мы еще пытались зацепиться за СССР, а другой ногой уже стояли в России. Ну, а наши граждане находились как раз где-то между этих двух ног.
Фильм "Настя" получился каким-то архигрустным. Страна превратилась непонятно во что, а сюжеты для фильмов стали какие-то унылые.
При просмотре фильма от именитого режиссера волей-неволей сравниваешь кино с тем, что было снято в годы "расцвета" советской комедии - в 60-е и 70-е года. И вдруг понимаешь, что то, что снято в начале 90-х годов это чистейшей воды "ерунда".
И это касается всех именитых комедийных советских режиссеров. Вспомните две последние комедии Гайдая. Или то, чего снял Рязанов в начале 90-х. Вот и Данелия также столкнулся с реальностью времени.
Во время просмотра фильма "Настя" в глаза сразу же бросается какая-то безнадега и тлен. Абсолютно нищие люди, кругом бандиты, тотальный дефицит, неприкаянная армия, шик и блеск высшего света.
Взять, к примеру, магазинчик кацтоваров, в котором работает Настя. Помимо Насти там есть еще одна модная продавщица, а еще есть заведующий магазином (одна из последних ролей Евгения Леонова).
И вот типичная картина - в магазин приходит девочка, а Настя ей начинает рассказывать и показывать, что полки в магазине совершенно пустые. Нет ничего - ни тетрадей, ни альбомов, ни красок, ни ручек. Есть только козьи ножки. Но даже для козьих ножек нет карандашей.
Еще имеются бюсты. Вот и весь ассортимент магазина.
И вот так смотришь и думаешь - так ведь вроде не было такого. Даже в глубинке в самые тяжелые времена хотя бы элементарные канцтовары присутствовали в продаже. Значит, это была такая идея режиссера?
Если внимательно смотреть фильм, то подобного "гротеска" там очень много. Начиная от трамвая, приводимого в движение при помощи БТР, до траурного военного оркестра с непонятной песней "труля ля, труля ля".
А зачем режиссер вот так вот решил показать Россию? В принципе, в своей книге Георгий Данелия рассказывает, как проходили съемки фильма. И проходили они крайне напряженно. Чего только стоят угрозы от бандитов, которые обещали взорвать съемочную группу, которая заняла станцию метро, так как у этой станции активно шла торговля девицами легкого поведения, а потому бандиты терпели убытки.
Или приезд Савелия Крамарова в России, во время которого актер был уверен, что его обязательно ограбят, так как в России наступили времена, когда все грабили друг друга.
Был еще момент, когда по сценарию образовалось очередь за бензином у заправки. А люди действительно поверили, что бензин раздают, а потому начались выяснения отношений, почему всем не хватает.
Плюсом ко всему у Георгия Данелии постоянно не было денег на съемку фильма. В это время кино уже снимали на деньги продюсеров, которые зачастую были либо финансовыми аферистами либо бандитами (другой элиты у нас в стране не было). Это же трудно представить, но для приема высокопоставленного заграничного деятеля, который мог дать денег на съемки, не могли найти элементарную туалетную бумагу для гостиницы.
И, наверное, на волне всего этого режиссер решил снять фильм в жанре "гротеск". Об этом он и признался на страницах своей третьей автобиографической книги.
Нынешнему зрителю, который не жил в те переломные времена, действительно может показаться, что такого "треша" было более, чем достаточно. Возможно, что-то и было, что было показано в фильме, но режиссер сознательно "приукрасил" обстановку, чтобы в этих условиях фильм получился именно трагикомедией, а не комедией или вообще мелодрамой.