Найти тему
Синема - графия

Почему в фильме "Настя" показан нереальный дефицит и разруха

В 1993 году режиссером Георгием Данелия был снят фильм жанра трагикомедия под названием "Настя". В фильме показана наша страна на рубеже, когда одной ногой мы еще пытались зацепиться за СССР, а другой ногой уже стояли в России. Ну, а наши граждане находились как раз где-то между этих двух ног.

Фильм "Настя" получился каким-то архигрустным. Страна превратилась непонятно во что, а сюжеты для фильмов стали какие-то унылые.

При просмотре фильма от именитого режиссера волей-неволей сравниваешь кино с тем, что было снято в годы "расцвета" советской комедии - в 60-е и 70-е года. И вдруг понимаешь, что то, что снято в начале 90-х годов это чистейшей воды "ерунда".

И это касается всех именитых комедийных советских режиссеров. Вспомните две последние комедии Гайдая. Или то, чего снял Рязанов в начале 90-х. Вот и Данелия также столкнулся с реальностью времени.

Во время просмотра фильма "Настя" в глаза сразу же бросается какая-то безнадега и тлен. Абсолютно нищие люди, кругом бандиты, тотальный дефицит, неприкаянная армия, шик и блеск высшего света.

Взять, к примеру, магазинчик кацтоваров, в котором работает Настя. Помимо Насти там есть еще одна модная продавщица, а еще есть заведующий магазином (одна из последних ролей Евгения Леонова).

-2

И вот типичная картина - в магазин приходит девочка, а Настя ей начинает рассказывать и показывать, что полки в магазине совершенно пустые. Нет ничего - ни тетрадей, ни альбомов, ни красок, ни ручек. Есть только козьи ножки. Но даже для козьих ножек нет карандашей.

-3

Еще имеются бюсты. Вот и весь ассортимент магазина.

И вот так смотришь и думаешь - так ведь вроде не было такого. Даже в глубинке в самые тяжелые времена хотя бы элементарные канцтовары присутствовали в продаже. Значит, это была такая идея режиссера?

Если внимательно смотреть фильм, то подобного "гротеска" там очень много. Начиная от трамвая, приводимого в движение при помощи БТР, до траурного военного оркестра с непонятной песней "труля ля, труля ля".

-4

А зачем режиссер вот так вот решил показать Россию? В принципе, в своей книге Георгий Данелия рассказывает, как проходили съемки фильма. И проходили они крайне напряженно. Чего только стоят угрозы от бандитов, которые обещали взорвать съемочную группу, которая заняла станцию метро, так как у этой станции активно шла торговля девицами легкого поведения, а потому бандиты терпели убытки.

Или приезд Савелия Крамарова в России, во время которого актер был уверен, что его обязательно ограбят, так как в России наступили времена, когда все грабили друг друга.

-5

Был еще момент, когда по сценарию образовалось очередь за бензином у заправки. А люди действительно поверили, что бензин раздают, а потому начались выяснения отношений, почему всем не хватает.

Плюсом ко всему у Георгия Данелии постоянно не было денег на съемку фильма. В это время кино уже снимали на деньги продюсеров, которые зачастую были либо финансовыми аферистами либо бандитами (другой элиты у нас в стране не было). Это же трудно представить, но для приема высокопоставленного заграничного деятеля, который мог дать денег на съемки, не могли найти элементарную туалетную бумагу для гостиницы.

-6

И, наверное, на волне всего этого режиссер решил снять фильм в жанре "гротеск". Об этом он и признался на страницах своей третьей автобиографической книги.

Нынешнему зрителю, который не жил в те переломные времена, действительно может показаться, что такого "треша" было более, чем достаточно. Возможно, что-то и было, что было показано в фильме, но режиссер сознательно "приукрасил" обстановку, чтобы в этих условиях фильм получился именно трагикомедией, а не комедией или вообще мелодрамой.