Предприятие в определенный период развития приходит к необходимости автоматизировать систему управления. Для этого директору по информационным технологиям нужно найти оптимальное решение.
Что же понимается под словом «решение»? Часто приходится сталкиваться с тем, что для руководства предприятия «решение» — синоним «программного продукта». Действительно, на рынке можно найти коробочные версии программ для автоматизации отдельных компонентов системы управления предприятием, например, бухгалтерского учета, которые, на первый взгляд, позволяют сразу же после установки вводить данные и получать отчеты.
Мы сделали продукт, который поможет вам управлять финансами. Смотрите все наши услуги на сайте
- Однако что же это за данные и отчеты?
- Способствуют ли они на самом деле принятию решений руководством?
- Отражают ли они специфику деятельности предприятия и существующие в нем процессы?
- Отражает ли методология программного продукта действительные потребности предприятия, или оно из-за отсутствия собственной четкой методологии вынуждено подстраивать свою работу под обобщенную модель?
- Другими словами, не происходит ли автоматизация ради автоматизации?
Эти ключевые вопросы должны в первую очередь приходить в голову руководителю, ответственному за автоматизацию.
Опираясь на опыт проектов по автоматизации, мы (эксперты группы компаний «ИНТАЛЕВ») рекомендуем ИТ-директору обратить внимание на следующие аспекты:
1. Наличие формализованной методологии.
Поскольку автоматизация должна служить достижению целей предприятия, нужно определить эти цели, детализировать их по структурным подразделениям (центрам финансовой ответственности) и формализовать подходы к их достижению. Методологическая составляющая должна быть единой и обязательной к применению всеми подразделениями предприятия, и помогать их взаимодействию. В случае, если она не проработана, устарела, отсутствует — стоит в первую очередь обратить внимание на нее, поскольку автоматизация «по текущим требованиям пользователей» практически гарантированно будет несистемной, «лоскутной», и не будет отвечать целям предприятия.
2. Функциональность программного продукта.
Перечень задач, что автоматизирует то или иное программное обеспечение, может различаться. При выборе программного продукта обратите внимание на наличие функционала, который позволит максимально полно реализовать имеющуюся методологию и присущие предприятию особенности.
Например, ключевыми при выборе программного продукта могут быть гибкость настройки отчетов и форм ввода, автоматический контроль выполнения задач участникам процессов, возможность анализа большого числа сценариев развития событий, легкость интеграции с уже имеющимися системами.
3. Производительность программного продукта.
Конечно, нужно учитывать и скорость, с которой программный продукт позволяет выполнять требуемые задачи. На производительность могут влиять, например, такие факторы, как количество обрабатываемых документов/операций за период и число одновременно работающих в системе пользователей.
4. Стоимость программного обеспечения.
Не последний по важности вопрос — стоимость решения. Она, как правило, включает в себя стоимость собственно программного обеспечения, стоимость лицензий и расходы на внедрение, настройку и доработку. При этом, выбирая вариант внедрения самостоятельно или с привлечением сторонних подрядчиков, нужно учитывать расходы на привлечение и дообучение специалистов нужной квалификации и опыт и репутацию сторонних консультантов.
5. Расходы на поддержку.
Важно, чтобы оставалась возможность менять и корректировать внедренное решение. Так как с течением времени будут меняться технологии, а также условия работы и цели предприятия. Нужно заложить расходы на поддержку квалифицированных консультантов и разработчиками программы, что помогут сделать этап внедрения системы легким и комфортным.
6. Интеграция.
Если у предприятия есть несколько автоматизированных информационных систем, важно организовать между ними и их информационными системами информационные потоки. Преимуществом выбираемого программного продукта в этом случае будет возможность его интеграции без дополнительной настройки обменов.
7. Масштабируемость.
Крупному предприятию подойдет продукт, который позволит масштабировать автоматизацию: охватить подразделения с функциональными, отраслевыми и методологическими особенностями. А также будет легок в донастройке для учета таких особенностей.
8. Мобильность и доступность.
Возможность работы с информацией без физической привязки к рабочему месту очень важна в современных условиях. Таким образом, стоит выбирать программное обеспечение, что имеет мобильную версию.
ИНТАЛЕВ имеет собственный программно-методический комплекс класса BPM «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», который позволяет создать единую систему управления предприятием. Подробнее о решении здесь
В своих проектах группа компаний ИНТАЛЕВ ориентируется на комплексное программно-методологическое решение, отражающее цели предприятия. Для этого мы начинаем проект с обследования процессов предприятия, формируем методологическую составляющую, и только после этого переходим к автоматизации.