Жизнь последнее время сводит меня с интересными творческими людьми, проявившими себя в той или иной области искусства. См. интервью с Александром Плиской (продюсер фильма «Где ты, Адам?»), с Николаем Черепановым (ювелир), Ксенией Шляковой (мастер лоскутного шитья). Сегодня мы беседуем с Мариной Позиной, студенткой 1-го курса ИШО (Инженерная школа одежды в Санкт-Петербурге), взявшей гран-при в конкурсе молодых модельеров и дизайнеров одежды в России «Дыхание весны» в этом году.
В конце мая 2021 года в Актовом зале Инженерной школы одежды (колледж) Университета промышленных технологий и дизайна состоялся XXVIII Российский конкурс молодых модельеров и дизайнеров одежды «Дыхание весны». Более 50 участников, 5 городов и 10 учебных заведений представляли свои коллекции и одиночные модели.
Два председателя жюри:
- Дамиано Антонаццо
Региональный директор по развитию в Институте Марангони «Istituto Marangoni Milano» (Милан, Италия)
- Гамаюнов Петр Петрович
Директор Института Дизайна Костюма СПбГУПТД, заведующий кафедры живописи и рисунка, член Союза Художников России (Санкт-Петербург, Россия)
и члены жюри: от заведущего кафедрой конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД до художников-модельеров, основателей дизайн-студий и модных домов России.
- Марина, прежде всего хочется поздравить Вас с победой в известном среди модельеров и не только конкурсе «Дыхание весны», который ежегодно проводится в стенах колледжа ИШО (г. Санкт-Петербург)! Расскажите, пожалуйста, для читателей, с какой коллекцией Вы выступили, в каких номинациях участвовали?
- Спасибо! Я принимала участие с коллекцией «Теория волн» в номинации «Мегаполис» и с одиночной моделью «Хрупко двух» в номинации «Эмоция».
- Насколько предсказуема была победа? Какие эмоции испытывает начинающий модельер, который ждёт решения жюри?
- Насчёт предсказуемости всё не так просто… Как раз сегодня я прочитала статью о том, что мозгу свойственно менять воспоминания о событии в зависимости от последующего события. Так что мне может показаться, что я могла предположить, что выиграю. Но всё-таки, пожалуй, не могла. На конференции с членами жюри, которая проходила до объявления результатов (но жюри уже определили победителей), сказали: «Ну, у Вас не самая плохая коллекция», - и это могло быть и шуткой, и реальной оценкой. Когда мы ждали результатов за кулисами, меня очень поддерживали модели, они были уверены в победе настолько, что уже распланировали дополнительный выход, о котором я даже не знала. Вообще я знаю, что моя коллекция хороша! Понимаю, может быть, это звучит слишком самоуверенно для первокурсницы, но стоит упомянуть, что до того, как я оказалась в ИШО, я прошла довольно долгий и разнообразный творческий путь.
- Что присуждают победителям в этом конкурсе (возможно, мы замотивируем тех, кто не решается явить свои таланты миру)?
- Я не уверена, что призы каждый год одинаковые, но в этот раз за 2-е и 3-е места давали полезную технику: швейные машинки, отпариватели, за 1-е 50 000 р, за гран-при 250 000 р. Денежные призы, правда, не выдают сразу, у университета какая-то сложная система, так что я всё ещё в ожидании (не забываем и про налог). Ещё можно было выиграть стажировку в Италии или в Санкт-Петербурге.
Я считаю, что очень крутые призы, и многие участники получили что-то ценное, даже если не заняли призовых мест.
- Как долго шла работа над коллекцией, которую Вы представили? С какими трудностями Вы столкнулись?
- Не так долго, недели две-три. Я сшила одно платье с волнистой юбкой, поняла, что вышло прикольно, и решила сделать из этого коллекцию. Эскизов в обычном понимании я не рисую, у меня были микро-почеркушки сантиметра 3 по высоте, в которых обозначались основные силуэты, всё остальное происходило на бумаге и ткани. Трудность была с пошивом некоторых материалов, ведь я шила на бытовой машинке, а плотный трикотаж ей не нравился.
- Я знаю, что Вы приехали учиться в колледж из Ижевска. Расскажите о том, где, у кого Вы учились шить. Почему выбрали этот путь?
- Не совсем так. Я действительно переехала в Петербург из Ижевска, но это произошло 11 лет назад, и тогда я не собиралась в ИШО, и вообще не собиралась заниматься одеждой. В Ижевске я училась на теплотехника (это совсем не моё, но всё равно было полезно), потом поступала в СПбГХПА им. Штиглица, потом работала на студии «Мельница» художником-аниматором, потом писала картины. А потом вдруг сшила себе платье, ещё одно, наконец – свадебное подружке. Целенаправленно шить я не училась, просто видела всю сознательную жизнь, как шьёт моя мама, наверное, что-то отложилось, плюс инженерное образование. На пару недель я съездила в Ижевск, чтобы мама объяснила мне систему кроя, которой пользуется она. И до сих пор по пошиву я консультируюсь с ней или со своей тётей, которая тоже отличный специалист. Кроме того, я окончила курс конструирования и шитья в школе костюма «Артизиа» и только затем решила поступить в ИШО.
Про выбор пути. Я понимаю, что на данный момент времени я не могу не заниматься одеждой, это поглощает меня больше всего. Хотя в целом у меня есть внутренние противоречия: у людей достаточно одежды. И создавая новую, я провоцирую избыточное потребление – это кажется мне неправильным, иногда я сильно переживаю, но ничего поделать не могу. Совсем другая история - заниматься чем-то более полезным: медициной, наукой, помощью людям, животным. Остаётся утешаться тем, что красота тоже может помочь кому-то почувствовать себя лучше, увереннее.
- Хотелось бы узнать и о Вашей семье.
- Мне повезло с родителями, они никогда не навязывали мне своё мнение, никогда не считали, что знают что-то лучше меня. Поэтому у меня нет проблем с поиском своего пути. Я точно знаю, что в каждой точке я выбирала именно то, что было нужно мне, а не кому-то другому. Мой муж музыкант, мультиинструменталист.
- Получается, у вас творческий дуэт. На каких инструментах играет муж, какой музыкой занимается?
- Из классического музыкального образования у него флейта, остальные инструменты освоены самостоятельно. Занимается экспериментальной музыкой с 2000 г. Основатель коллективов Пустоцвет, Dadazu, Волшебная Одноклеточная Музыка, Bimka, участник
Санкт-Петербургского импровизационного оркестра, коллектива Noise Boys. Кажется, это уже тянет на полноценное интервью с Максом Позиным.
- Что ж, не исключено. Как известно, творческий человек талантлив во всём. Хотелось бы узнать о Ваших увлечениях, хобби. Что Вас вдохновляет? Где черпаете идеи?
- Я занимаюсь импровизационной музыкой. Пою в Санкт-Петербургском Импровизационном оркестре и в ансамбле «Пустоцвет», играю в звуковом театре. Когда-то я занималась вокалом: немного эстрадным, немного академическим, пела в ансамбле "Громгора", в хоре " Art Sonus ", в них тоже училась. Ещё я люблю растения, они невероятно крутые. Как котики, только зелёные. Вот, кстати, растения вдохновляют, но не в том плане, что я увидела цветочек и пошла шить платья с цветочками. Скорее удивляешься, какими стойкими они бывают: ведь трава может расти из-под кучи мусора у дороги. Хотелось бы тоже так уметь.
- Что для Вас важнее в изделиях: практичность, изящество, следование моде…? Или есть какая-то своя формула идеально пошитой вещи?
- Смотря для чего создаётся изделие. Для каждой цели свой идеал. Но в целом мне нравится, чтобы странно, сложно, но при этом функционально и удобно. Люблю карманы, например.
- Что любите шить больше всего (костюмы, юбки, блузы…)? Вы пробовали себя только в женской моде? Шили ли для мужчин, детей?
- Если говорить именно про пошив, то я люблю всё. Это как медитация – я могу шить и шить, и сейчас, во время учёбы, мне интересно отрабатывать новые узлы обработки, так что в плане пошива мне интересно очень многое. А если про придумывание, то больше люблю платья. К мужской одежде я надеюсь однажды подобраться, пока не было идей. Детская мода меня совсем не интересует, и, мне кажется, детей в основном тоже не интересует.
- Кто Ваш любимый дизайнер одежды? А бренд?
- Почему-то у меня нет любимых дизайнеров, бывают коллекции, которые мне нравятся. Сегодня это коллекция одного бренда, а завтра другого.
- Что Вам больше всего нравится в обучении в Инженерной школе одежды?
- Мне нравится, что изучается весь процесс создания одежды для большого производства, со всеми расчётами и типовыми фигурами. Именно этого мне не хватало. Курсы в основном дают представление об индивидуальном пошиве, а мне очень хотелось получить представление о серийном.
- Не могу не задать свой дилетантский вопрос: чем отличается дизайнер одежды от модельера?
- Дизайнер разрабатывает принципиально новое, а модельер моделирует на основе уже существующих элементов и конструкций. На самом деле большинство дизайнеров занимаются моделированием, просто миксуя то, что уже было придумано, так что, наверное, эти понятия не разделяются так чётко.
- Марина, каким видится Ваше профессиональное будущее после окончания колледжа?
- Было бы здорово создать свой бренд. Сейчас я работаю швеёй в небольшом бренде, вдохновляюсь, черпаю знания в ИШО. Скоро начну проходить стажировку, которую я тоже выиграла на «Дыхании весны», в бренде Аси Когель. Надеюсь, всё это продвигает меня в нужном направлении. А вообще я предпочитаю прислушиваться к себе в данный момент, и это, кажется, никогда меня не подводило.