Найти в Дзене

Два блока

Здравствуйте. Всем наверняка известно применение чугуна и сплавов алюминия при создании корпусов различных устройств.

Каждый материал имеет свои плюсы и минусы. Данные материалы повсеместно применяют и в двигателестроении. До сих пор идёт спор какой блок лучше чугунный и алюминиевый.

Конечно я в данной статье не буду сравнивать передовые двигатели, а ограничусь рассказом про всеми нами известные двигатель Жигули и Москвич 412.

Первые появились в начале 70-х. Конечно специалисты государственной комиссии хотели сделать блок со сменными гильзами. Но итальянцы были категорически против. Позднее появился более износостойкий сорт чугуна.

Такой блок обладал следующими плюсами:

1) Жёсткость. Если внимательно рассмотреть рубашку охлаждения данного блока, то можно сделать вывод о том, что чугунный блок имеет схожую конструкцию с алюминиевым с верхней фиксацией гильз:

Взято из: https://spares63pro.ru/p457205290-blok-tsilindrov-vaz.html
Взято из: https://spares63pro.ru/p457205290-blok-tsilindrov-vaz.html

та же верхняя плита;

те же цилиндры, омываемые охлаждающей жидкостью, только гильзы не разборные.

Однако в двигателях со сменными цилиндрами есть вероятность перекоса гильзы, её может повести.

Цельная конструкция придаёт жесткости цилиндру, а следовательно и повышает ресурс цилиндро-поршневой группы.

2) Прочность. Позволяет применять болтовое соединение ГБЦ. Не боится ударных нагрузок.

3) Тепловая характеристика: чугун медленно нагревается, но и долго держит тепло. В каких то случаях это является плюсом.

Однако есть и минусы данной конструкции блока:

1) Ограниченная ремонтопригодность. Так или иначе бесконечно блок точить нельзя. Заводом предусмотрено всего 2 ремонтных размера. То есть 2 расточки блока, при которых токарь должен:

выдержать межцентровое расстояние цилиндров,

не прослабить цилиндр.

Оба дефекта имеют место быть.

Сейчас найти хорошего токаря в глубинке эта целая проблема. Все производства позакрывали. Не редко на расточку блоки возят в соседний город, где есть специализированное ремонтное оборудование.

Гильзуют чугунные блоки там же, но это уже не то.

Что же касаемо веса данного блока тут спорный вопрос: с одной стороны чугун тяжелее, с другой его прочность позволяет уменьшить толщину стенок и сделать двигатель компактнее.

У алюминиевого блока с чугунными гильзами плюсы в следующем:

1) вечный блок-гильзы вынимаются и устанавливаются новые или ремонтные.

2) мокрые гильзы обеспечивают хорошее охлаждение цилиндра.

3) не требуется специальное оборудование для установки гильз.

Сейчас конечно можно услышать о "запрессовке" гильзы на прессе или в заводских условиях. Но кто это делал в СССР? Мой дед у себя в гараже выполнял эти операции без токарей и прессов.

Самое главное условие при установке гильзы в блок без верхнего пояса фиксации-это обеспечить выступание гильзы над поверхностью блока-оно должно быть нормированным. Потом при монтаже ГБЦ гильза сядет и газовый стык уплотниться. На таких моторах необходимо повторить протяжку ГЦБ после 1000 км. пробега, а лучше после 100 км. Поэтому медные шайбы гильз нужно по возможности подбирать одного размера с помощью микрометра.

4) Тепловая характеристика. Ну про чугунные гильзы всё понятно. А вот алюминиевый блок нагревается быстрее и быстрей отдаёт тепло.

Мой мотор после капремонта в 2017 году.
Мой мотор после капремонта в 2017 году.

В 2018 году мой товарищ почти месяц ездил с пробитым радиатором на 41-м москвиче. Без доливки охлаждающей жидкости. Конечно это беспорядок, но выносливость мотор показал отменную. Вазовский бы давно застучал.

Минусов тоже хватает, но я перечислю один, как вы поняли-это относительная сложность монтажа гильзы. Просто специалистов сейчас по ним мало, как и запчастей.

Мне приходилось работать с обеими типами моторов. Не скажу ничего плохо о каждом, скорее только хорошее, раз они меня выручали. Не понимаю людей ругающих Москвич-как правило это ленивые и не грамотные люди. Москвич-это моторище, ВАЗ- хороший агрегат. Наверняка ответ на главный вопрос статьи будет такой: "Лучше тот блок, который исправный или новый)))"

Всем спасибо за внимание. Удачи Вам и вашим железным коням!.