В этом году наша страна и всё прогрессивное человечество отмечают 60-летие первого полёта в космос советского человека Юрия Алексеевича Гагарина. Город Куйбышев (ныне г. Самара) имеет непосредственное отношение к этому событию. Ракета-носитель «Восток», на котором первый космонавт отправился за пределы Земли, был построен у нас. Также в Куйбышеве Юрий Алексеевич Гагарин провёл первые двое суток после возвращения на Землю.
Радостные встречи
12 апреля в 9:07 утра с космодрома Байконур взлетела ракета-носитель «Восток» с человеком на борту. Облетев нашу планету, после 108 минут полёта, ракета приземлилась недалеко от г. Энгельса Саратовской области.
Солдаты выставили караул у космического корабля. Первыми увидели приземление местные колхозники. Затем за Гагариным прилетел вертолёт с различными специалистами и спортивными комиссарами, которым следовало зафиксировать рекордный полёт в космос.
Первого космонавта на вертолёте доставили в НИИ ВВС Советской Армии, размещавшийся в Энгельсе. Здесь первый космонавт поговорил по телефону с лидером партии и правительства Никитой Сергеевичем Хрущёвым, который искренне поздравил Юрия Алексеевича и поблагодарил за достойную службу. После Хрущёва Гагарин поговорил по телефону с редакторами центральных советских газет – «Правда» и «Известия».
Об этих первых часах после приземления Юрий Алексеевич писал в своих воспоминаниях:
«В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. Все были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Германом Титовым, который вместе с другими товарищами прилетел на реактивном самолёте с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески тузили друг друга кулаками.
– Доволен? – спросил он меня.
– Очень, – ответил я, – ты будешь так же доволен в следующий раз…
Ему очень хотелось обо всём расспросить меня, а мне очень хотелось обо всём рассказать ему, но врачи настаивали на отдыхе, и я не мог не подчиниться их требованиям».
Как Черновское шоссе стало проспектом Гагарина
Изначально предполагалось, что приземлиться «Восток» должен был в районе села Пестравка Куйбышевской области. Поэтому в нашей области и было подготовлено место, где планировали обследовать первого космонавта и провести его отчёт перед Госкомиссией. Для этих целей была выделена дача обкома КПСС на Первой просеке в Куйбышеве.
Поэтому из Энгельса первого космонавта на самолёте Ил-14 доставили именно сюда. Ступил он на нашу землю на заводском аэродроме Безымянки. Сохранилась фотография, где Юрий Алексеевич спускается по трапу самолёта.
Майор куйбышевского управления КГБ Алексей Фёдорович Козлов вспоминал о своих первых впечатлениях:
«Я увидел Гагарина уже идущим от самолёта вместе с встречавшими его военными из округа. Невысокий, крепкий в голубоватом шлеме и такого же цвета комбинезоне. На одежде никаких опознавательных знаков… Идёт, улыбается, ступает спокойно, будто не из космоса только что, где до него никто не бывал…».
С заводского аэродрома космонавта повезли на обкомовскую дачу. И путь важного кортежа пролегал по Черновскому шоссе, которое уже 15 апреля будет переименовано в улицу имени Юрия Гагарина.
В своей книге «Дорога в космос» Юрий Алексеевич немногословно рассказывает о поездке на обкомовскую дачу.
«Мы все поехали на берег Волги, в стоявший на отлёте домик. Там я принял душ, пообедал и поужинал сразу, на этот раз по-земному, с хорошим земным аппетитом…».
Майор Виктор Яковлевич Стрельцов охранял 12 апреля комнату, где отдыхал первый космонавт. Он вспоминал об этом дне: «Когда Юрия Алексеевича привезли с аэродрома, вид у него был очень усталый. Его сразу увели врачи – раздели, провели обследование, дали немного отдохнуть. Потом в небольшом зале… был общий обед для всех, кто находился на этой даче – самый обычный, не банкет. Готовили повара обкомовской столовой».
Дачу оцепили и хорошо охраняли. Чужие попасть сюда не могли. Более того, даже начальника местного управления КГБ с трудом пропустили в строго охраняемый объект. В этот же день Юрия Алексеевича посетил первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Александр Мурысев.
Под грифом «секретно»
Гагарина разместили в номере повышенной комфортности. Новому герою наказали ничего не рассказывать о полёте до заседания Государственной комиссии.
Виктор Стрельцов также вспоминал, как какой-то не очень парадно одетый человек в довольно скромном плаще попытался пройти к Гагарину, минуя охрану. Майор КГБ преградил ему путь, давая понять, что не пропустит. Тут к Виктору Яковлевичу подбежали с предупреждением: это сам главный конструктор Сергей Павлович Королёв. Это можно понять: фигура Сергея Павловича была малоизвестной в широких кругах. Его профессиональные обязанности были связаны с максимальным сокрытием личности. Даже Юрий Алексеевич в своей книге «Дорога в космос» не называет имени Королёва, а именует его просто «главный конструктор».
В этот же день портные куйбышевского гарнизонного ателье сняли с Юрия Алексеевича мерки и за ночь скроили и сшили новенькую форму. Именно в ней с майорскими погонами он будет в Москве 14 апреля выступать на Красной площади и встречаться с Никитой Хрущёвым. Именно в форме, сшитой в нашем городе, Гагарина в тот день заснимут все фотографы.
Во время отдыха на обкомовской даче Юрий Алексеевич гулял вдоль Волги, любуясь бескрайними просторами великой русской реки, играл в бильярд, общался с врачами, корреспондентами и своими ребятами, которых тоже готовили в космонавты. Для Гагарина даже организовали речную прогулку по Волге. На небольшом катере, вмещавшем около 10 человек, первый космонавт переехал на другой берег. Там разожгли костёр и устроили небольшой пикник.
В своей книге Юрий Алексеевич вспоминал об этом первом вечере 12 апреля 1961 года:
«После небольшой прогулки вдоль Волги, полюбовавшись золотисто-светлым небом заката, мы поиграли с Германом Титовым на бильярде и, закончив этот удивительный в нашей жизни день – двенадцатое апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года, – улеглись в постели, а через несколько минут уже спали так же безмятежно, как накануне полёта».
Первое после космоса утро
В своих воспоминаниях Юрий Алексеевич описывает и своё первое пробуждение после знаменитого полёта.
«Моё первое утро после возвращения из космического полёта началось, как всегда, с физической зарядки. Привычка к утренней гимнастике уже давно стала необходимостью, и ещё не было случая, когда бы я пренебрёг ею. А тем более бодрость необходима была сегодня, ибо предстояли большой день, большие разговоры, интересные встречи».
Под большим днём подразумевалось проведение Госкомиссии здесь же на обкомовской даче, где Юрий Алексеевич должен был выступить с докладом о своём полёте и ответить на вопросы членов комиссии.
В своём выступлении он рассказал о полной хронологии полёта, о своих ощущениях, о многих технических деталях, а также о нештатных ситуациях, которые произошли в космосе. Выступление Гагарина стенографировалось и записывалось на магнитофонную плёнку. На три десятка лет этот доклад будет засекречен. Оригинал стенограммы с подписью первого космонавта находится в фондах Российского государственного архива новейшей истории (г. Москва).
После того, как герой-шестидесятник завершил доклад, на него обрушилась масса вопросов от членов комиссии. Темы были весьма разнообразные и довольно интересные. Приведём один из них:
«Вопрос: Я хотел бы, чтобы Вы несколько подробно передали нам ощущения невесомости, в чем была разница?
Ответ: Разница была в том, что когда человек находится в таком взвешенном состоянии, что он не сидит в кресле, не лежишь на спине, а получается такое чувство, ощущение, что как будто ты лежишь на груди. Координация движения полностью сохранилась. Я кушал, пил воду, писал, вел доклад, работал телеграфным ключом. Так что, по-моему, на координацию движения, на работоспособность та продолжительность невесомости, которую я испытал, не оказывает влияние, не затрудняет».
В общей сложности доклад Гагарина и ответы на вопросы заняли более двух с половиной часов. По настоянию врачей был сделан небольшой перерыв, после которого Юрию Алексеевичу пришлось снова говорить, на этот раз с корреспондентами газет «Правда» и «Известия».
В помещении обкомовской дачи на дни пребывания там первого космонавта был установлен специальный аппарат ВЧ-связи, в то время его использовали как способ правительственной и военной телефонной связи. Этот аппарат и поныне находится в самарском областном управлении ФСБ.
14 апреля 1961 года Гагарин на самолёте Ил-14 улетел в Москву.
На протяжении дней, проведённых на даче куйбышевского обкома партии, первый в мире космонавт немного отдохнул и пришёл в себя. Теперь он был готов предстать перед лидерами государства и всей страной. А дальше его ждали многочисленные поездки по странам мира. Но Юрий Алексеевич не забыл наш край. Ему ещё не раз доводилось отдыхать на гостеприимной волжской земле.
Александр Горшенин
Опубликовано в периодическом издании Самарской областной универсальной научной библиотеки – газете «Привычка читать» №1(26), март 2021.