В связи с предстоящим ночным переездом в Сахару утром я собрал вещи, сдал в камеру хранения гостиницы Феса сумку и отправился на вокзал, т.к. планировал съездить на развалины античного города Волюбилиса. В рабочий день вагон второго класса оказался полупустым и я с комфортом доехал до станции El-Amir в городе Мекнес.
Самый быстрый способ доехать до Волюбилиса из Мекнеса – это поездка на гранд-такси от станции, которая располагается рядом с Institut Francais. Но если ты едешь один, то это накладно (стоимость порядка 300 Дирхам или 30 евро). Думал, если не удастся найти попутчиков на станции гранд-такси, то на автобусе поеду в Мулай Идрис, а оттуда на уже на обычном петит-такси доеду до Волюбилиса. Станцию гранд-такси нашел без проблем за 10 минут. Станция была небольшая, машин всего около десятка.
На подходе обнаружил, что вроде мне повезло, трое жителей восточной Азии оживленно пытались по-английски втолковать местному организатору, что им надо в Мулай Идрис. А он якобы их не понимает и предлагает экскурсию в Волюбилис. Я быстро вклинился в разговор, вставил несколько заученных французских слов, был признан азиатами главным переговорщиком с неуступчивым арабом. Сговорились, что экскурсия Волюбилис (2 часа ожидания) – Мулай Идрис (2 часа ожидания) обойдется каждому из нас по 100 Дх. Меня это устроило, моих попутчиков вроде тоже. Организатор перед отъездом потребовал с нас по 10 Дх чаевых за организацию поездки. Попутчиками моими оказались молодые японцы, парень и две девушки. Парень оказался начинающим бэкпекером, весь обвешанный дорогой фотоаппаратурой, с объемным рюкзаком, а девушки … яркие представительницы отряда праздно шатающихся подруг бэкпекеров. Девушки испортили всю поездку, вечно терялись, опаздывали. С погодой в этот день повезло, светило яркое африканское солнце, днем стало да же жарко.
Что сказать про Волюбилис? Видел я более интересные развалины античных городов. Например, Перге и Иераполис в Турции будут поинтереснее и лучше сохранились. Средневековые марокканские правители постарались, все самое ценное из города растащили.
Что не растащили в Средние века, нынешние марокканские власти распределили по музеям (самое ценное выставлено в Археологическом музее Рабата). Так, что любители истории будут несколько разочарованы от посещения Волюбилиса.
Хотя Волюбилис в историческом плане место достаточно примечательное. Сначала город был часть античной Мавретанского царства, потом провинциальным центром римской провинции. В VIII н.э. в город пришел потомок пророка Мухаммеда Идрис ибн Абдаллах. Волюбилис стал первой столицей государства Идрисидов, однако город расположен на открытой местности, поэтому скоро власть перебралась в Мулай-Идрис и Фес. Арабские жители окончательно забросили город после Лиссабонского землетрясения в XVIII веке.
В Волюбилисе сохранилось несколько мозаик (особенно интересна мозаика с изображением Орфея).
Триумфальная арка восстановлена в начале XX века.
Развалины базилики, колонны, главная улица Decumanus Maximus c некогда роскошными домами.
На колоннах свили гнезда аисты, что придает развалинам несколько романтичный вид.
По вышеизложенным причинам я даже хотел исключить Волюбилис из маршрута поездки. Но в принципе доволен, что побывал там. Все спасала потрясающая окружающая природа. Волюбилис расположен на небольшом холме и сочетание древних развалин с окружающей природой гор Зерхун очень гармонично и романтично.
Окружающее пространство ухожено, создается впечатление, что ты где-нибудь в Австрии. Видны взбирающиеся на гору постройки Мулай Идриса.
Ехать из Мекнеса недолго, при хорошей организации вполне можно посмотреть Мекнес и Волюбилис за один день. В нашей стихийной группе с организацией были проблемы. В принципе на Волюбилис достаточно одного часа. Ну, если фотографироваться у каждой постройки - 1,5 часа. Мы с японцем почти синхронно пришли на остановку. А вот девушки… Как они умудрились там заблудиться, я не знаю. Остроту момента добавляло то, что я забыл записать номер нашего гранд-такси. Как белые для марокканцев все на одно лицо, так и для нас все марокканцы очень похожи. Ожидание затянулось. Стало просто жарко. Наконец, сначала нарисовался наш водитель, потом вышли из развалин две восточные красавицы.
Поехали в Мулай-Идрис. В этом городке два часа делать совершенно нечего. В мавзолей основателя Марокко Идриса I немусульман не пускают. Можно только заглянуть через ограду.
Городок грязноват, особенно как водится рынок – сук.
Для подъема на смотровую площадку требуется гид, т.к. путь достаточно запутанный, никаких указателей нет. У мавзолея крутятся молодые люди, которые не навязчиво пристраиваются к туристам и становятся гидами. Ко мне тоже пристроился молодой марокканец.
Он привел меня на площадку, с которой открывается интересный вид на мавзолей и город.
Но все-таки Мулай-Идрис более красив именно издали. Кроме мавзолея в городе имеется мечеть с необычным для Марокко цилиндрическим зеленым минаретом.
Т.к. туристов в городке много, многие здесь останавливаются для осмотра Волюбилиса и окружающей природы, имеется много недорогих гостиниц и неплохой общепит. После подъема на смотровую площадку я пообедал в приличном кафе и отправился на стоянку гранд-такси.
Японец опять появился сразу за мной, а дамы еще долго гуляли по городу.
От нечего делать наблюдал за организацией работы гранд-такси.
В принципе транспорт не плохой. Машины хоть и старые, но аккуратно отреставрированные в стиле американских вестернов. Ехать вчетвером, на расстояние до часа вполне комфортно. Но вот вшестером, это уже перебор. Если вдвоем выкупать три места, уже намного дороже автобуса, а если одному покупать два места поездка обойдется дороже автобусной уже более чем в два раза. Ну и конечно южный темперамент попутчиков дает о себе знать. Меня особенно злило опоздание японок из-за того, что я еще планировал погулять по Фесу, необходимо было также обменять деньги перед поездкой по провинциальным деревням и городкам и купить местную симкарту. В Мекнес вернулись около 15-30.
Спасибо за внимание...