В Челябинске через четыре года, наконец, может появиться свой метрополитен. Соответствующее заявление после прямой линии президента сделал губернатор области Алексей Текслер. Владимир Путин в свою очередь, отвечая на один из вопросов, отметил, что реализация уральского проекта затянулась, хотя необходимые средства для успешного его завершения есть — около 40 млрд руб.
Глава региона в свою очередь поспешил сообщить, что в настоящий момент близятся к завершению изыскательские работы и уже в следующем году можно ожидать нового старта строительства. Хотя об этом он говорил и несколькими неделями ранее.
До этого глава государства упоминал о проекте во время послания Федеральному собранию 21 апреля, а Текслер в тот же день выразил радость относительно того, что давняя мечта челябинцев в скором будущем воплотится в жизнь. Правда, не совсем в том виде, как планировалось изначально.
История эта насчитывает около 50 лет. Две линии метро появились в генплане города еще в 1967 году. В следующие десятилетия предлагалось проложить уже три ветки. В 1980-м строительство метро в Челябинске включили в Государственный план экономического и социального развития на ближайшие шесть лет. Первой предполагалось запустить линию от Тракторного завода до ст. Северо-Западная, между конечными пунктами должно было появиться семь промежуточных станций.
Проект был одобрен в 1986-м, а через два года утвердили технико-экономическое обоснование. Непосредственно к проходке приступили уже после распада СССР, в 1992 году. Изначально первую линию надеялись запустить к 2000 году, но события в стране не могли не отразиться и на уральском объекте. Финансовый кризис 1998-го окончательно перечеркнул все планы, хотя и к этому времени было понятно, что сроки придется серьезно пересмотреть.
В 2005-м проект метро пересмотрели, а годом ранее тоннелепроходческие работы начались между Комсомольской площадью и Площадью революции. За четыре года щитом было пройдено чуть более километра (между ст. Площадь Революции и ст. Торговый центр прокладку вели буровзрывным способом), после чего в 2008-м стройку вновь остановили, так как Госэкспертиза не одобрила новый проект. А спустя два года из-за отсутствия средств объявили о заморозке работ. Добиться финансирования из федеральной казны тогда не удалось.
К этому моменту было освоено 12 млрд руб. и почти достроена лишь одна станция — Комсомольская площадь, расположенная на глубине 18 м. В свою очередь «Метрогипротранс» в том же году разработал более экономичный проект пускового участка — от Тракторозаводской до проспекта Победы.
Перед властями стоял вопрос — произвести консервацию объекта или проводить работы медленными темпами за счет регионального бюджета. Пришли к выводу, что первый вариант выйдет дороже, поэтому строительство продолжилось. В 2011-м из местной казны было выделено 600 млн руб. В 2012-м Минфин сообщил, что вернется к вопросу финансирования проекта, но положительного решения принято не было, и в 2014 году работы снова прекратились. Денег, которые выделял регион, хватало лишь на поддержание в должном состоянии уже готовых участков.
В 2015-м власти начали активный поиск инвесторов. Заявлялось, что для завершения работ необходимо минимум 75 млрд руб., и это при протяженности линии менее 8 км. Но желающие вложить в проект не находились, и судьба челябинского метро в следующие годы была неопределенной. Высказывались мысли и о том, что объект все-таки не будут достраивать.
Уже в текущем году после вышеупомянутого послания президента Федеральному собранию уральский город посетил вице-премьер Марат Хуснуллин, который позднее во время онлайн-встречи с Владимиром Путиным заявил, что закрытие проекта обойдется в 10 млрд руб. А его продолжение в прежнем виде в несколько раз дороже, к тому же ряд экспертов посчитали, что метро не будет востребовано в той мере, как предполагалось при начальной разработке. Поэтому было предложено интегрировать метрополитен в трамвайную сеть, которую в свою очередь предлагается модернизировать.
До этого высказывали самые разные предложения относительно использования недостроенного объекта. В частности предлагалось даже создать в тоннелях хранилище данных для компаний, работающих в сфере IT-бизнеса. Но теперь точно остановились на метротрамвае. Согласно последнему плану, запустят две подземные ветки и три трамвайных маршрута. Хотя не исключено, что в дальнейшем проект будет развиваться.
Нечто похожее в России есть только в Волгограде, где первую очередь запустили еще в 1984 году, вторую — в 2011-м. В 2020 году начался капитальный ремонт линии. Похожий проект разрабатывался для Тулы, но реализован не был. Главным образом подобный вид транспорта распространен в Германии, где в более чем десяти городах построены подземные участки для движения трамваев.
Читайте: Скоростные автомагистрали России: пока отстаем, но скоро наверстаем