При движении, особенно по неровной дороге, кузов автомобиля сильно раскачивается. Подвеска только смягчает передачу ударов, никак не останавливая или замедляя колебания.
Для этого используется амортизатор, от французского amortisseur, демпфер. Его задача, как раз, заключается в демпфировании, от немецкого dämpfer, глушении колебаний.
Современный амортизатор очень похож на шприц. Только с заткнутым выходом. Из него ничего не вытекает. Отверстия сделаны внутри, в самом поршне, что позволяет ему двигаться туда-сюда. Но с большим сопротивлением, вызванным перетеканием жидкости. Это сопротивление, как раз, гасит колебания, не давая кузову раскачиваться.
В поршне гидравлического телескопического амортизатора автомобиля сделаны не просто отверстия, там установлены клапаны. Когда колесо наезжает на бугорок, движется вверх и амортизатор сжимается, клапаны открывают одну группу отверстий. При провале колеса в яму, когда оно движется вниз и амортизатор растягивается, открывается другая группа. Так амортизатор получает разные характеристики на сжатие и отбой.
Параметры жидкости, залитой в амортизатор, играют решающую роль в обеспечении его характеристик. При интенсивной работе амортизатора жидкость нагревается, а после стоянки автомобиля на морозе – сильно охлаждается. И в том, и в другом случае она не должна изменять свои демпфирующие свойства.
Для поддержания стабильными характеристик жидкости, в амортизатор закачивают газ, как правило азот, под высоким давлением. Он позволяет компенсировать температурные изменения объёма жидкости. А также не даёт образовываться в ней пузырькам (кавитация), при интенсивной работе.
В некоторые амортизаторы заливают специальную жидкость, содержащую мельчайшие частички железа. Под действием магнитного поля они меняют свою ориентацию, изменяя вязкость жидкости, а соответственно и демпфирующие свойства. Это позволяет управлять характеристиками амортизатора, подстраивая их под тип дороги, по которой едет автомобиль.