Детям и подросткам самостоятельно справляться с трудностями очень сложно, а проблемы психологического характера подстерегают чуть ли не на каждом шагу. Ссора с одноклассниками, конфликт с учителем, нападки, унижения со стороны сверстников, безответная любовь, сомнения в своей привлекательности и многое другое влияют на эмоциональное состояние, чувство защищённости и самооценку ещё только формирующейся личности. Чтобы ребёнок вовремя получил необходимую помощь, был организован «телефон доверия».
Единый общероссийский «телефон доверия» для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 заработал ещё в 2010 году. Кто был первым абонентом — ребёнок или взрослый, что беспокоило его в тот момент, рассказывать не будем: конфиденциальность изначально была главным условием работы службы экстренной психологической помощи, созданной по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одно можно сказать точно: на том конце провода позвонивший слышал голос человека, который реально готов был помочь.
Все последующие годы «телефон доверия» только набирал популярность, ежедневно принимая тысячи звонков со всей России.
В Крыму социальные службы тоже ведут активную работу в этом направлении. Через нашу газету Симферопольский городской центр социальных служб в очередной раз даёт рекомендации родителям, например, как распознать первые «звоночки», оповещающие о том, что ребёнок столкнулся с серьёзными переживаниями. Об этом и о том, как рассказать несовершеннолетнему о детском «телефоне доверия», мы писали в материале «Довериться и получить помощь» (18.03.2021 г.). Но повторить отдельные моменты лишним не будет. Итак, специалисты советуют:
1. Посмотрите на сайте ролик о детском «телефоне доверия» так, чтобы ребёнок тоже видел и слышал, хотя бы мельком. Спросите, знает ли он об этой службе, обращались ли его друзья, знакомые к психологам. Скажите, что в своё время вам не хватало такой связи с людьми, которые готовы выслушать. Главное, чтобы подросток узнал об этом ресурсе.
2. Отправьте на телефон сына или дочки ссылку на чат детского «телефона доверия» с намёком, что нашли полезный сервис, который может пригодиться.
3. Используйте технику «Подслушанный разговор»: обыграйте ситуацию таким образом, чтобы ребёнок «случайно» услышал, как вы кому-то рассказываете о детском «телефоне доверия», об анонимности звонка.
4. Оставьте на компьютере, которым вы вместе пользуетесь, открытой страницу сайта детского «телефона доверия», чтобы её увидело ваше чадо.
5. Расскажите ему историю своего обращения к психологу, чем оно вам помогло.
Принципы работы единого федерального номера просты. Нужно набрать 8-800-2000-122 — и автоматически произойдёт определение региона, из которого звонят. Звонок будет переадресован в службу вашего региона. Если линия занята — во вторую и т. д., пока не найдётся свободный психолог.
В службе «телефона доверия» работают психологи-консультанты, прошедшие специальную подготовку. Их главная задача — снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые в данный момент испытывает звонящий, уберечь собеседника от опрометчивых и опасных поступков. Психолог чутко и аккуратно проанализирует вместе с абонентом ситуацию, приведшую к стрессу, выявит причины, подскажет алгоритмы выхода из сложившегося положения. Затем тонко, профессионально замотивирует собеседника на то, чтобы постарался решить проблему сам.
Общение с психологом абсолютно анонимно: называть имя, фамилию, адрес никто не попросит, требования оплатить разговор, каким бы длительным он ни получился, не последует — звонок с любого мобильного или стационарного телефона — бесплатный.
Ольга ЕГОРОВА