Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Я знаю, что для многих из вас тема абьюза и, в частности, тема выхода из токсичных отношений является актуальной и животрепещущей. Поэтому в сегодняшней статье я решила рассказать вам об одном из специальных упражнений, которые используют #психологи для работы с этой проблемой.
Упражнение предназначено для тех, кому уже удалось физически выйти из токсичных отношений и, хотя бы отчасти, справиться с последствиями психологической травмы.
Выполнять его имеет смысл в том случае, если вы хотите минимизировать риски попадания в аналогичные деструктивные отношения в будущем.
Существует такая стандартизированная методика наблюдения, как методика наблюдения Р. Бейлза (Bales R.). Когда вчерашние школьники поступают на психологические факультеты российских вузов, преподаватели как раз учат с этой методикой работать. Если мне не изменяет память, то в моём вузе она как раз была на первом семестре, то есть это было первое полугодие первого курса (но точно в начале обучения).
Студентам предлагается посмотреть фильм, наблюдая за общением в группе. При этом каждое высказывание любого из людей кодируется по специальному шифру. Потом суммируется, сколько было высказываний, где человек проявлял агрессию, любопытство, поддерживал кого-то (ну или вёл себя любым иным образом по отношению к окружающим). Наблюдение за групповой дискуссией по методике Бейлза позволяет максимально объективно оценить происходящее в группе, ведь в противном случае мы просто склонны цепляться за какие-то отдельные моменты, многое упуская из внимания.
А вот здесь надо прямо было прямо заставлять себя наблюдать за героями фильма и оценивать их поведение максимально непредвзято, при этом стараясь ничего не упустить из виду.
В случае с нашим сегодняшним заданием использовать непосредственно методику наблюдения Бейлза как таковую не нужно - о ней я рассказываю скорее чтобы пробудить ваш интерес и немного расширить кругозор по части психологических знаний. Однако у этой методики и сегодняшнего упражнения много общего. И сейчас я расскажу, как именно выполнить упражнение.
Для начала следует запастись ручкой или карандашом, а также листком бумаги, блокнотиком или тетрадкой.
После этого вам будет необходимо смотреть фильм и фиксировать на листке бумаги все первые "тревожные звоночки" - манипуляции, первые намёки на обесценивание, грубые шуточки, двусмысленные комплименты, которые сложно воспринимать однозначно....
У методики наблюдения Р.Бейлза был специальный #шифр , и вы тоже можете придумать свой шифр - это поможет сэкономить время и упростить задачу. При этом не повлияет на качество выполнения упражнения и его результативность.
Допустим, вы можете кодировать #двусмысленные комплименты аббревиатурой Д.К. Или вы можете использовать какой-то определённый оттенок карандаша по своему усмотрению.
Дальше вы фиксируете свои наблюдения в тетради, например:
1 час 05 минут - ДК.
По завершении просмотра фильма можно подсчитать сумму высказываний разных типов, чтобы было легче отследить негативную динамику попадания в #абьюз .
Напоследок напомню, какие существуют манипуляции (несколько примеров):
- триангуляция (включение в "игру" третьих лиц);
- обесценивание;
- даблбайнд, двойные послания - фальшивое дружелюбие, лицемерие ("Да не обижаюсь я", сказанное человеком, сидящим в закрытой позе с выражением отвращения на лице, или классическое "Делай что хочешь" - как раз яркие примеры двойных посланий, которые дезориентируют человека);
- нереалистичные требования - когда требует делать вещи, которые невозможно или почти невозможно делать одновременно. Например, жена сидит дома и это плохо (почему бы ей не строить карьеру?), работает в офисе - тоже плохо (почему бы ей не стать домохозяйкой?), пытается совмещать и то, и другое - слишком устаёт и не удивляет внимания семье (что тоже трактуется как нечто плохое);
- газлайтинг (подмена реальности);
- инвалидация (своего рода аналог газлайтинга, но при инвалидации речь идёт от ваших чувствах, а при газлайтинге подтасовываются именно факты, имеющие отношение к объективной реальности. Например, родители говорят сыну подростку, что он не должен мечтать о карьере певца, потому что это глупо, а должен мечтать об учёбе на экономиста. И заметьте, здесь очень большое значение имеет именно слово "должен", то есть речь не идёт об объективных плюсах и минусах построения карьеры в той или иной области).
- триангуляция (включение в "игру" третьих лиц. Классический вариант - #любовный треугольник , однако триангуляция возможна и вне романтических отношений );
- манипуляции на жалости;
- манипуляции на чувстве вины;
- манипуляции на чувстве долга;
- идеализация и лавбомбинг - бомбардировка любовью, когда малознакомый человек засыпает комплиментами, идеализирует, признаётся в любви на втором свидании и т.д.;
- подстройка - попытка казаться более похожим на другого человека, чем есть на самом деле. Например, на заявление мужчины, что он обожает футбол, девушка, которая никогда им не занималась, может сказать, что и она тоже;
- внезапное исчезновение без объяснения причин - создаёт стресс и заставляет жертву манипулятора сомневаться, что это именно она виновата во всём, что происходит в их отношениях;
- перекладывание ответственности - например, молодой человек говорит, что изменил девушке потому, что она не готовила ему еду и не создавала домашнего уюта. Хотя это не оправдание измены, вдеь проблемы в отношениях можно открыто обсуждать и решать совместно;
- "ледяной душ" - манипулятивная техника, при которой манипулятор играет на контрастах: например, каждый день дарит цветы, осыпает свою избранницу комплиментами, а потом резко исчезает (опять же, безо всяких на то видимых причин);
- неглект - пренебрежение. Например, когда близкий человек попал в тяжёлую ситуацию (и ему легко можно было бы помочь), но потребности близких просто игнорируются.
И так далее. Список можно было бы продолжить, но эти манипуляции, пожалуй, основные из тех, которые имеет смысл научиться отслеживать.
Это упражнение позволит вам, прежде всего, научиться несколько лучше распознавать манипуляции. И, как следствие, вы почувствуете себя более уверенно, - ведь у вас, что называется, глаз теперь намётан ;)
Также уверяю вас, что вы втянетесь в процесс и упражнения покажется вам интересным и увлекательным (при условии, что вы уже успели отойти от абьюзивных отношений и теперь прорабатываете последние, финальные штрихи). Сможете почувствовать себя начинающими профессиональными психологами :)
Можете взять любую кинокартину, где поднимается тема абьюзивных отношений.
Например, такие фильмы, как "Мой король" (очень популярный французский фильм), "История матери", "Газовый свет", "Горькая луна", "В постели с врагом", "Мой сын для меня" и другие. На самом деле, практически в любом фильме есть такой отрицательный персонаж, которого мы можем законспектировать и разобрать.
Важно, что вы будете учиться делать это именно самостоятельно,
а не просто читать уже готовые обзоры фильмов в интернете, составленные профессиональными психологами.
...
На этом, мои дорогие друзья и гости канала, я с вами прощаюсь. Надеюсь, что упражнение вас тоже заинтересует и вы решите #попрактиковаться после прочтения статьи.
Не забывайте ставить лайки, делиться ссылками на понравившиеся публикациями у себя в социальных сетях. А также подписывайтесь на канал, если ещё не были подписаны - у нас тут много интересного!
До новых встреч на сайте Яндекс.Дзен!