Моя бабушка, Юлия Алешичева, родилась в посёлке Спирово, Тверской области в многодетной семье. Отец был выходцем из дворянского рода. Во время Второй мировой войны он ушёл на фронт и долго числился пропавшим без вести. Советская власть решила, что он перешёл на сторону немцев, поэтому семью бабушки объявили “врагами народа” и лишили всего. В течение 3 или 5 месяцев они голодали, вместе с сестрами были вынуждены попрошайничать еду, поскольку карточек на хлеб и пособия на продовольствие им не давали. Потом нашли тело отца и клеймо “врагов народа” с них сняли выдали талоны на хлеб и реабилитировали.
После школы бабушка училась в лесотехническом техникуме в Эстонии. Работать её распределили в Карелию – диспетчером в леспромхозе. В Карелии прошла большая часть ее жизни – с 1958 по 2018 гг. Атмосфера в леспромхозе была совсем не творческая, а бабушку всегда интересовали впечатления, поэтому она очень много читала. Однажды сгорел дом, в котором она прожила много лет. В пожаре погибли ее любимые питомцы – кошка и собака. Бабушке пришлось перебраться в однокомнатную квартиру. И там от скуки она начала вышивать. А чем заниматься? Любимого дачного дома больше нет, остался лишь фундамент. Сидела в квартире и просто потихоньку с календариков каких-то, журнальных вырезок копировала картинки и вышивала. На фоне стресса у нее начала отказывать краткосрочная память и в 2018 году после переезда в Санкт-Петербург ей поставили диагноз “сосудистая деменция”.
Если вы смотрели последний фильм с Энтони Хопкинсом “Отец”, то представляете как выглядит окружающий мир глазами человека с деменцией. Предметы то исчезают, то неожиданно появляются; в квартиру то и дело приходят незнакомые люди, которые называют себя твоими родственниками; привычные очертания жилья все время меняются и ты не понимаешь, где ты находишься. Это просто ад.
Сейчас бабушка хорошо помнит события прошлого, но не может запомнить, что было вчера или даже пару минут назад. Она забывает имена, путает людей. Я могу у неё быть одновременно и внуком и каким-то её знакомым из прошлого.
Если часто бывать у неё на глазах, она тебя запоминает. Но в какой-то момент в ее мозгу как будто что-то переключается и она может спросить: «Кто твоя мать?», хотя моя мама рядом сидит. У бабушки две дочери: старшая в Карелии, а младшая, моя мама, живет с ней – на даче под Петербургом. Маму бабушка тоже то и дело забывает – думает, что это соцработник к ней пришел. Постоянные игры разума. Если бабушка выйдет из дома одна, она сразу забудет, откуда она вышла и не сможет вернуться обратно. Не узнает свой дом и не будет понимать, где она оказалась. Полная дизориентация в пространстве и во времени. Привычный интерьер, который у неё есть, он поддерживает её память. Плюс мелкая моторика рук во время вышивки тоже помогает сфокусироваться и отвлечься от плохих переживаний. Когда она вышивает, она чувствует себя спокойнее. Когда же руки ее не заняты вышивкой, ее постоянно терзает чувство тревоги, присущее людям с деменцией. Ей кажется, что у нее что-то украли, что все хотят ее обмануть.
Сейчас бабушка живет во времени, когда была жива ее мама. Она постоянно говорит: «Маме надо позвонить», хотя на самом деле ее мама умерла в 1991 году. Недавно она писала своей маме письмо: рассказала как она вышивает картины, как проводит время. В конце написала, что очень ждёт ответа. Мы не говорим бабушке, что человека, которому она пишет, давно нет на свете. Зачем её расстраивать? Ведь на завтра она об этом забудет и все опять повторится. Она живёт в своем мире и в этом мире ее мама жива, она по-прежнему живет в Карелии в своем доме и многие травмировавшие ее события с ней еще не произошли. Мы с мамой решили, что несмотря на бабушкину болезнь, мы не будем отдавать ее в панионат. Мама живет с ней постоянно и ухаживает за ней, а когда она уезжает в отпуск, ее заменяю я.
В детстве бабушка Юля была очень строгой, поэтому я держался с ней на дистанции. Больше любил другую свою бабушку. Но с тех пор как мы ее перевезли ее из Карелии в Петербург я стал больше с ней общаться и мы сблизились. А потом я увидел ее вышивку. Это была вышитая крестиком «Русская Венера» Кустодиева. Кроме нее у бабушки уже накопилось много других работ. И я подумал, что надо наверное сайт открыть или группу Вконтакте и начать туда выкладывать ее работы. В итоге выбор пал на инстаграм, потому что я в нём часто сижу. В апреле 2019 я завёл бабушке персональную страничку в инстаграме. Долго думал над названием: хотелось подчеркнуть и возраст художника, и то что её работы выглядят, как детский рисунок. Случайно увидел клип Мадонны «What it feels like for a girl», где певица носится на машине, а рядом сидит ветхая старушка как будто тоже в деменции. И решил назвать аккаунт @girl_from_1938 Начал добавлять туда фотографии ее работ, а дальше все случилось благодаря сарафанному радио.
Однажды я показал работы моему другу и его девушке. Они были в восторге и рассказали о бабушке своей подруге, которая занимается вышивкой. У подруги было порядка 80 тысяч подписчиков. Когда она сделала пост и рассказала о бабушке у себя на странице у бабули появилось первых 200 или 300 подписчиков. Потом про нас написали в каком-то журнале. И с тех пор бабушкина популярность растёт.
Мне хотелось, чтобы бабушкины работы увидело как можно больше людей. И у нее уже было несколько персональных выставок. В том числе международных. Первая выставка бабушки состоялась в 2017 году в Союзе художников. Бабушка еще жила в Карелии и не была известна. Её работы заметили в социальной сети у моей мамы (младшей дочери Юлии) и предложили выставить работы бабушки. Мы согласились. Просто хотелось заявить, что есть такая художница. С ростом популярности в инстаграме ее работы выставили на форуме в Петербурге, потом были выставки в Сербии, Латвии и Франции. В Петербурге было несколько выставок, а последняя состоялась в июне в Москве в Государственном музее лубка и наивного искусства. Её искусство очень тепло принимают везде. После каждой выставки бабушке приходит много писем поддержки, открыток из разных стран. На выставках в книге отзывов многие восхищаются её умением передавать смысл. У нее действительно необычный подход к вышивке и она выбирает очень неординарные сюжеты и цвета.
У неё врождённое чувство цвета, а сюжеты она черпает в повседневной жизни – видит что-то (старые журналы, какие-то вырезки, картинки в книгах) и ее это вдохновляет. Однажды вышила портрет Spice Girls – нашла какие-то старые плакаты и вышила. При этом она уверена, что это ее знакомые девчонки из Карелии. Я покупаю ей книги по искусству, чтобы она больше вдохновлялась. Она их листает. Плюс смотрит канал «Культура» (другие каналы мы ей не включаем, чтобы не переживала) . Очень важно, чтобы в той среде, где она находится, было как можно меньше стресса.
Про то, что у нее проходят какие-то выставки, что она популярна, бабушка не знает. Вернее, не помнит. Я ей говорил конечно, но она забывает через пару часов. Каждый раз сообщаю ей об этом как впервые. Для нее это все время в диковинку. К ней приезжают СМИ, снимают её. Она наслаждается вниманием, когда ей присылают письма, когда она видит вырезки из газет про себя видит – она их каждый раз перечитывает и удивляется, как вообще это возможно. Зачем кому-то писать про нее? Что она сделала особенного? Она считает, что вышивка – это обычное дело, что так каждый может.
Нам часто пишут с просьбой купить работы бабушки, но мы их не продаём. У меня другая цель – показать ее творчество как можно большему количеству людей. А из частных коллекций работы будет довольно сложно вытянуть на выставки. Так что если бы мы всё распродали, никто бы и не узнал о такой художнице. Но так как запросов на покупку очень много, мы сделали мерч – футболки, толстовки, открытки с ее работами. Можно их купить и тем самым оказать поддержку художнице. Это одежда для людей с чувством юмора.
Бабушкины работы вне рамок и возраста. У неё нет табу – она спокойно вышивает обнажёнку. Мне хотелось показать, что в любом возрасте можно стать художником, несмотря на болезни. Творчество помогает как терапия. Можно и нужно делать то, что тебе нравится. Бабушка Юля так делает и это помогает ей жить. Людям с деменцией сложно найти хобби. Чаще всего они просто сидят и ничего не делают. Поэтому хорошо, что у нее это увлечение есть и она занимается им, не думая, понравится это кому-нибудь или нет. Одну работу она может вышивать месяц, а другую закончит за пять дней. Всё зависит от вдохновения.
В России у нас с пенсионерами сложная ситуация. Это называется “возраст дожития”. Стереотип, что в этом возрасте человек просто доживает свои годы и уже ни на что не годен. А я хочу показать, что в любом возрасте не стоит опускать руки и можно стать звездой современного искусства.