Всем мур! Меня зовут Рина. Всегда мечтала стать писателем, закончила русскую филологию, гик со стажем, анимешник, фикрайтер, коллекционер.
А еще я очень люблю фантастические фильмы и эксклюзивные материалы по ним.
Джеймс Кэмерон выпустил свой легендарный фильм «Аватар» в далеком 2009 году и сейчас активно работает над его сиквелами. Но, как оказалось, даже годы спустя этот фильм способен удивить.
О существовании расширенной версии, которую крутили в кинотеатрах, было известно давно, и вот совсем недавно в интернете удалось набрести на смонтированную из дополнительных материалов версию «для фанатов» с черновой компьютерной графикой. Подобное народные умельцы уже проделывали с «Титаником», но там дополнительные сцены не несли большой сюжетной нагрузки.
Чего нельзя сказать об «Аватаре», и это на самом деле удивительно, потому что Джеймс Кэмерон – создатель ряда поистине культовых фильмов и франшиз, вроде двух частей «Терминатора», «Чужих», вышеупомянутого «Титаника», и он умеет рассказывать истории. При всей простоте и вторичности событийной канвы «Аватара» история Джейка Салли воспринимается так ярко и выпукло именно за счет мастерства Кэмерона.
Как можно было выкинуть сюжетообразующие эпизоды, раскрывающие мифологию Пандоры и дающие задел на последующие повороты сюжета, вроде «передачи сознания» в тело аватара и появления «избранника Богини» верхом на леоноптериксе, больше известного как Торук Макто?
Подобное уже случалось в театральной версии «Чужих», где был безжалостно вырезан эпизод с воспоминаниями о дочери Рипли, не просто объясняющий ее материнские чувства по отношению к осиротевшей Ньют, но и дающий обоснование почти всей кульминационной схватке Рипли с Королевой ксеноморфов. Но в режиссерской-то версии справедливость была восстановлена. «Аватару» так не повезло, тем более что эти вырезанные сцены содержат не только нарисованных На’ви, но и более сложные спецэффекты, которые даже в черновой версии выглядят впечатляюще.
Недавно Кэмерон в интервью рассказывал, что продюсеры во время работы над первым «Аватаром» требовали выкинуть из хронометража первый «учебный» полет Джейка на покоренном горном банши. Дескать, это затянутая сцена, не несущая смысловой нагрузки. Поэтому скорее всего эпизод с Призрачной Охотой в итоге постигла именно эта участь.
Итак, смотревшие фильм наверняка вспомнят эпизод, когда На’ви официально приняли Джейка Салли в свой клан. Этому предшествовало длительное обучение премудростям жизни На’ви, покорение банши-икрана и показанная в расширенной версии фильма Большая Охота, где Джейку удалось завалить одного из стурмбистов (здоровая, похожая на помесь буйвола и носорога зверюга) наравне с соперничающим с ним Тсу’теем. Но, как оказалось, не все так просто. Еще при первом просмотре фильма меня заинтересовали слова Джейка:
«На'ви верят, что каждый из нас рождается дважды. Во второй раз, когда твой народ принимает тебя. Навсегда».
Чтобы метафорически заново родиться, явно требовалось сделать что-то из ряда вон выходящее или пройти какой-то обряд инициации. И интуиция, как оказалось, не подвела. На’ви действительно проходят обряд под названием Призрачная Охота – последний этап посвящения в воины.
Ее суть раскрывает диалог Грейс Огустин и Джейка в вырезанном эпизоде.
Грейс: Я тебе не позволю. Ты недостаточно силен.
Салли: Это последняя дверь. Я должен в нее войти. Вы либо поможете мне, либо не будете мешать.
Грейс: Ты меня слушаешь? Даже сами На'ви иногда погибают во время своей визионерской охоты. Яд заставит балансировать тебя между жизнью и смертью, а психотропный алкалоид, который содержится в черве... Мы даже не знаем, как он может повлиять на мозг аватара!
Салли: Вы сами говорили мне, что наука - это когда не знаешь наверняка.
Грейс: Джейк, неважно, что ты докажешь там. Ведь на самом деле ты здесь. Вот здесь...
Салли: Я должен это сделать - стать одним из них.
Грейс: Черт побери, Джейк, ты никогда не станешь одним из них! Наша жизнь в их мире поддерживается машинами, которые стоят миллионы. Ты приходишь в гости, а потом уходишь. Ты никогда не сможешь быть с ней по-настоящему.
Салли: Все будет в порядке. Мо'ат говорит, что инопланетный мозг и так скорей всего не выдержит.
Даже в такие моменты Джейк находит в себе силы шутить, когда как для него шутки уже кончились. Время, данное ему полковником Куоритчем на ведение переговоров, почти истекло, о чем он и признается Норму с Грейс. Участие в ритуале видится Джейку единственным способом приобрести достаточный вес в клане Оматикайя, чтобы убедить их покинуть месторождение анобтаниума. Хотя, похоже, дело здесь не столько в миссии Куоритча, сколько в Нейтири.
Согласно этому ритуалу На’ви следует проглотить личинку червя, живущего в «Великом Древе», и подвергнуться укусу похожей на многоножку твари, чтобы впасть в транс. Учитывая специфику планеты Пандора, на которой, по словам полковника Куоритча, каждая тварь мечтает тебя сожрать, то становятся понятными опасения Грейс Огустин, пытавшейся предостеречь Джейка об опасности подобных обрядов.
Ритуал Призрачной Охоты явно навеян камланием шаманов и проводится тсахик – духовным лидером клана На’ви, в данном случае матерью Нейтири, которая присутствует в числе наблюдателей-охотников, явно уже прошедших подобную инициацию. В фильме прямо не проговаривается цель этого ритуала, и едва ли речь идет о банальном выживании охотника. Несмотря на то, что На’ви, как и все населяющие Пандору существа, являются частью единой биосферы, объединенной коллективным сознанием Эйвой, к по-настоящему тонким материям прикоснуться без вреда для себя может лишь тсахик, без сомнения прошедшие испытания токсинами, ядами и способные погружаться в сознание их мира глубже, чем кто-либо.
Если проводить аналогию с шаманизмом, цели подобных ритуалов могут заключаться примерно в следующем:
· встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
· отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
· доставить душу умершего к её новому пристанищу;
· наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Получив дозу токсинов, сперва Джейк не чувствует ничего особенного. Чувства восприятия постепенно обостряются, дурнота от интоксикации усиливается, а потом аватар начинает видеть всякое «чрезвычайно интересное». В одном из докладов управляющему колонии Грейс безуспешно пыталась донести схожесть процессов в биосфере Пандоры на примере корневой системы деревьев с передачей сигналов в головном мозге. Нейтири же во время обучения Джейка говорила «о потоках энергии, которые пронизывают все вокруг».
Но только во время ритуала Призрачной Охоты становится понятным, что на самом деле имелось в виду под «энергией» и «передачей электрических импульсов от одного дерева к другому».
Грубо говоря, во время этого обряда На’ви напрямую погружается в энергетическую структуру Пандоры, а «Глаз Эйвы», который упоминала тсахик Мо’ат во время ритуала по переносу сознания раненой Грейс в тело ее аватара, — это ядро всей системы. Все живые существа на планете имеют к ней доступ, но, похоже, только во время ритуала можно проникнуть так глубоко, что тебе открываются новые знания, в том числе и о будущем.
Поначалу складывается впечатление, что суть «визионерской охоты» - увидеть некое существо, которое станет трофеем воина или может что-то означать в толковании тсахик. Но в случае с Джейком Эйва показала ему разоренную Пандору, срубленные и срытые бульдозерами деревья и пепелища.
Было ли это действительно недалеким будущим На’ви, или же Великая Мать считала воспоминания, мысли и страхи самого Джейка, связанные с его миссией и Куоритчем, — достоверно неизвестно. Но в том же самом видении Салли является большой леоноптерикс — самый опасный и крупный хищник в небе. Примечательно, что хищник спускается с Джейку, потом точка зрения меняется, и мы видим глазами аватара, слившегося с леоноптериксом сознанием, уничтоженный лес, на который падает Последняя Тень.
Как бы то ни было, в обряде Призрачной Охоты Салли удается пройти через «Глаз Эйвы» и увидеть то, что может случиться и что он должен в этом случае сделать.
После анализа этой удаленной сцены многое действительно проясняется.
Избранность Джейка была очевидна с самого первого появления Нейтири, которой на наконечник стрелы опустился древесный дух Эйвы и предостерег ее от убийства чужака. Но так как Салли по натуре скептик, едва ли бы он в это поверил просто со слов Нейтири и Грейс. После же этой инициации, когда Джейк сумел увидеть «сердце» Пандоры и остаться при этом в живых, он делает то, что явилось ему в видении — становится наездником Последней Тени и объединяет кланы На’ви на войну с захватчиками. До этого же могло сложиться впечатление, что Джейк оседлал леоноптерикса лишь после рассказа Нейтири о ее предке, чтобы произвести на клан впечатление и вернуть утраченное доверие со стороны возлюбленной. С вырезанной сценой обряда его решение становится более осознанным и выверенным.
А еще после этого эпизода совсем иначе воспринимается гибель Грейс Огустин после неудачи в ритуале переноса сознания. Мо’ат изначально говорит Джейку «она слабая». Так как дальше речь идет о том, что «рана большая, времени было мало», то, вероятно, подразумевается, что Грейс просто истекла кровью и не пережила переход через «Глаз Эйвы», как тот же Джейк. Но думаю, в данном контексте говорится о вере.
Грейс: Куда мы?..
Джейк: Туда, где тебе помогут.
Грейс: Я же ученый, забыл? Я не верю в сказки.
Сказки не сказки, но услышала же Эйва мольбы Джейка накануне кульминационной битвы кланов На’ви с людьми за Древо Души.
Учитывая упорно ходящие слухи о возвращении персонажа Сигурни Уивер, сыгравшей Грейс Огустин в сиквеле "Аватара", то напрашивается любопытная теория о том, что сознание и личность ученой, умершей во время ритуала и соединения с коллективным сознанием Пандоры, каким-то образом сохранились и еще сыграют роль в сюжете и развитии мифологии мира На’ви.
Надеюсь, вам понравился разбор этой напрасно удаленной сцены!
Всем мур и до встречи на страницах блога!