Найти тему
ActivityEdu

Как помочь малышу заговорить: советы московских логопедов

Оглавление

К трем годам речь для ребенка становится полноценным средством общения с окружающими людьми. Но если ему уже три, а он еще не заговорил, пора обратиться за помощью к специалистам и приступить к занятиям дома. О том, какие упражнения и игры помогут в этом родителям, редакции рассказали учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Мария Кравцова и Галина Михайловская.

Проговаривайте каждое действие ребенка

Общаясь с ребенком, повторяйте простые и знакомые ему фразы, это поможет быстрее их запомнить и затем употреблять в самостоятельной речи. Комментируйте, что вы делаете: «Возьмем кубики, Дашенька. Вот кубики. Будем дом строить», «Сейчас мы будем мыть голову. Что мы будем мыть, покажи? Правильно. Мыть голову», «Миша хочет спать. Сейчас мы пойдем спать», «Будем кушать кашку. Что у Танюши в тарелке? Кашка!» Говорите с малышом эмоционально и как можно больше.

Произносите звуки перед зеркалом

Начать работу стоит с произнесения гласных звуков А, О, У, Ы, Э, И. Их произношение тренируйте вместе с ребенком перед зеркалом, обращая внимание малыша на положение губ. Произносите звук сами, предлагайте повторить за вами и делайте это вместе, а затем включайте звуки в речь. Вот так: «У-у-у-у-у. Как гудит паровозик? Паровоз гудит: “У-у-у. Я еду-еду-еду. У-у-у!”» Или, например, так: «Девочка заблудилась и кричит: “Ау!” Как кричит девочка? Ау-у-у-у!» Аналогично можно организовать работу над остальными гласными звуками.

Упражняйтесь в звукоподражании

Когда ребенок освоил звукоподражания 3−4 животных или птиц, можно включать их в простую фразу. Для того чтобы эти фразы вошли в активный словарь, рекомендуем повторять их многократно.

Применяйте игрушки

На следующем этапе стоит поиграть с ребенком в игру «Кто как голос подает». Для этого спрячьте за спину игрушку, произнесите звук, который она могла бы издавать, и попросите малыша угадать, что это за игрушка. Предложите ему самому сымитировать ее «голос».

-2

Используйте в упражнениях «волшебный» альбом

Чтобы у малыша не пропадал интерес к этому занятию, можно сделать для него «волшебный» альбом. Его создание не потребует затрат и больших усилий: на страницы обычной тетради или большого блокнота приклейте цветные картинки с изображением животных, птиц, игрушек, которые могут издавать звуки (собаки, кошки, самолета, машинки и пр.). Сбоку от каждой картинки приклейте бумажную «дверцу» − листок бумаги, который открывает и закрывает картинку. Поиграйте вместе, используя следующий сценарий: «Давай посмотрим, кто прячется за этой дверью? Для этого нужно постучать в нее. Тук-тук. Повтори. А теперь можно открыть дверь. Кто здесь? Это кошка Мяу-Мяу». Попросите ребенка повторить звукоподражание.

Со следующей картинкой проводится аналогичная работа. За одно занятие можно брать от двух до четырех картинок в зависимости от особенностей внимания ребенка. Важно, чтобы он повторял именно два звукоподражания (например, «мяу-мяу» или «ав-ав»), так как двойные звукоподражания являются прообразами будущих слов.

На следующем этапе можно приклеить в альбом картинки, в названии изображений которых два повторяющимися слога: «мама», «папа», «баба» и другие. Для лучшего запоминания этих слов предложите малышу, произнося их за вами, прохлопывать слоги в ладоши или простукивать их игрушечным молоточком (один слог – один удар или хлопок). Назвав и простучав названия картинок, можно закрыть их бумажными дверцами, а затем предложить малышу вспомнить, что изображено на картинке, произнести названия и открыть картинки.

Следующий шаг, помогающий «разговорить» малыша, − игра со словами с двумя разными открытыми слогами. Например, «во-да», «ли-са», «ва-за» и другие. Подготовьте картинки с изображением этих предметов, разрежьте каждую на две части и предложите малышу собрать картинку, которая сломалась. Проговорите вместе название предмета по слогам, сопровождая это простукиванием каждого слога.

Альбом можно использовать и для упражнений по произнесению простых фраз. На одной из страниц в центр приклейте фотографию ребенка, а сверху и снизу − фотографии мамы, папы или близкого родственника, которого ребенок хорошо знает. Сбоку от каждой фотографии приклейте бумажную дверцу, как было описано выше. В свободном месте приклейте кармашек и положите в него небольшие картинки с изображением машины, колечка, бус, конфет, мячика. Примерный сценарий игрового упражнения следующий. Откройте вместе с малышом одну из бумажных дверец и спросите ребенка: «Это кто?» − «Это мама» (Ответ ребенка.). «Это кто?» − «Это я» и так далее. Затем поочередно закрывайте дверцы и спрашивайте ребенка: «Где Дима? Где мама? Где папа?» − «Нет Димы, нет мамы, нет папы» (Ответ ребенка.). Когда все дверцы уже закрыты, можно предложить малышу вспомнить: «Где мама, где папа, где Дима?» Ребенок показывает и отвечает: «Вот мама, вот папа, вот Дима (я)». Предложите ребенку достать из кармашка картинки и спросите: «Что ты дашь маме, папе? Что оставишь себе?» Ответ ребенка: «На, мама. На, папа. На, Дима».

-3

Учите называть действия

Расширять активный словарный запас ребенка нужно не только словами, которые обозначают предметы, но и словами, обозначающими простые действия, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни: «иди», «беги», «спи», «сиди», «мой», «неси», «лови», «пой» и другие.

Чтобы у ребенка была мотивация для работы с глаголами, нужно, чтобы действия эти «выполняли» его любимые игрушки: медвежонок, заяц, кукла, кошка, машинка. Научите ребенка произносить название или имена игрушек (если ему трудно их произносить, упростите названия: Петя, Миша, Зая, Ляля). Затем вместе «давайте задания» игрушке. Например: «Давай попросим кису, чтобы она пошла. Для этого нужно сказать: “Киса, иди!”». Просите ребенка повторить за вами эту фразу. Такие же команды давайте вместе с малышом другим игрушкам. Важно помнить: за одно занятие не стоит отрабатывать произнесение более одного глагола.

Устраивайте простые представления кукольного театра

Хорошим стимулом для развития речи ребенка на данном этапе станет игра в кукольный театр. С малышом можно разыграть хорошо знакомую ему сказку. Сначала взрослый сам показывает ее ребенку, а затем просит его принять участие в постановке, передвигая героев и договаривая простые слова и фразы. Удачным вариантом для многократного проговаривания и повторения слов и фраз является, например, русская народная сказка «Репка».

Примерный адаптированный речевой материал к сказке может выглядеть так: «Посадил дед репку. Выросла репка, большая-пребольшая. Покажи, какая выросла репка… Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может. Покажи, как дед тянул репку… Позвал дед бабу. Как он зовет бабу? (Баба, иди.). Как баба отвечает? (Иду-иду!) Как баба идет? (Топ-топ-топ.). Как дед просит бабу? (Баба, тяни. Тяну-тяну.) Тянут- потянут. Вытянуть не могут. Позвала баба внучку Машу. Как она зовет Машу? (Маша, иди!) И т.д.».

Позитивный настрой – залог успеха упражнений!

Поощряйте любые проявления речевой активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному им звуку и слову. Не стремитесь сами делать все идеально и позволяйте малышу допускать ошибки − если что-то не получилось в первый раз, вернитесь к игре или заданию позже, прогресс обязательно будет! И главное − играя и занимаясь с ребенком, будьте терпеливы и доброжелательны.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.