Такая мысль пришла ко мне, когда я ознакомилась с историей создания пятого фильма Владимира Меньшова. Фильм собирали как мозаику, с полной уверенностью, что никакой картинки не получится. И, вопреки, - получилась.
Вот, вы знали, например, что Владимир Валентинович совсем не ставил на ленту "Москва слезам не верит" и вовсе не хотел снимать ее? Когда предварительный вариант был готов, его показали Леониду Брежневу. Он-то и дал отмашку пустить "МСНВ" в прокат.
Еще на этапе подготовки актеры один за другим показывали свое "фи" на сценарий и отказывались от ролей. Главную героиню просили сыграть таких звезд советского кино как Ирина Купченко, Маргарита Терехова и Анастасия Вертинская - ни в какую. Тогда Меньшов достал из рукава козырь. В Катерину перевоплотилась его супруга Вера Алентова.
«Ну и мура», - так отреагировала она на историю о провинциалке в Москве. Но роль исполнила, да еще как! 37-летняя Алентова благодаря своему кроткому, но строгому обаянию сперва умудрилась откатать свой возраст до девчонки 20-и лет, а потом сделать кульбит до состоявшейся 40-летней начальницы.
К слову о роковой ошибке других кандидаток на игру в картине, образа Людмилы тоже чурались. А вот Ирина Муравьева взялась за нее, хоть и выразила недовольство своей "вульгарной" героиней.
Наверное, единственный, кого на игру уговаривать не пришлось - сам Меньшов. Он появился в ленте в статусе друга Гоши (героя первого плана) на пикнике. Но даже не указал в титрах собственного имени.
И вот. Момент икс. Картина вышла. И на первый взгляд казалось, что детали пазла не сложились. Критики плевались, называя "Москву слезам не верит" дешевой мелодрамой. Что ж, через два года фильм забрал статуэтку "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке в Лос-Анджелесе.
Тогда, 31 марта 1981 года, никто из членов команды не смог приехать на церемонию вручения премии Американской академии киноискусств и наук. Владимир Валентинович вообще был невыездным. Золотая фигурка рыцаря попала к нему в руки лишь в 1988 году.
Кстати, о материальной отдаче. Бюджет фильма составил около 550 тысяч рублей. Лишь в СССР его посмотрели 90 миллионов человек. Лента сорвала все рекордные планки 1980 года. Размер кассовых сборов достиг 2,5 миллиона долларов.
Вот так ирония. Ведь не верил никто: режиссер, актеры, Москва, в конце концов. А Брежнев и Америка поверили. Отсюда вывод: вера вопреки это мощно. Быть может, когда фидбэка с факелом не сыскать, кто-то где-то тихонько выстилает для тебя красную ковровую дорожку.