Найти тему
Игорь Орлов

4 действия прелести на человека . Как распознать и что делать?

Оглавление

Что такое прелесть в духовной жизни?

Два определения:

1) состояние омрачения одной или нескольких сил человеческой души (разума, воли, чувств, желаний), возникающее в результате воздействия на человека злых духов;

2) состояние самообмана, самообольщения; очарование, вызванное кем-то или чем-то.

Это тот род самообмана, отклонения от истины о себе, при котором человек мнит ложное, мечтательное о себе, неадекватно осознает себя и слабо владеет собой.

4 вида прельщения происходят в зависимости от того, какую часть души прельщают темные силы:

  • На разумную часть души (мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственную оценку происходящего)
  • На волевую часть души (на осознанное стремление и действие в направлении выбранных целей)
  • На чувственную часть души (на способность испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству)
  • На раздражительную часть души (на интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов).

Рассмотрим последовательно, по порядку.

  • Первое. Если темные силы прельщают разумную часть души, то происходит следующее:

Человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь.

Квинт Тертуллиан говорит, что в случае, когда ум пребывает долго в таком состоянии, это приводит к образованию греховных убеждений и страстей, таких, как: гордость, надменность, кичливость, самомнение, самоугодие, чванство, осуждение ближних, кощунство, отвращение от изучения духовной литературы, святотатство, богохульство, идолопоклонство. (Тертуллиан. Апологетик. СПб.: , 2005, с. 152)

Квинт Тертуллиан, раннехристианский богослов, писатель (фото из Яндекс Картинки)
Квинт Тертуллиан, раннехристианский богослов, писатель (фото из Яндекс Картинки)

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин замечает:

Преподобный Иоанн Кассиан римлянин, христианский богослов (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Иоанн Кассиан римлянин, христианский богослов (фото из Яндекс Картинки)

«…нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в предоставленном им владении» (Преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина собеседования египетских отцов., 2008, с. 250).

Древнеримский христианский писатель Луций Лактанций замечает:

Луций Лактанций, древнеримский христианский писатель (фото из Яндекс Картинки)
Луций Лактанций, древнеримский христианский писатель (фото из Яндекс Картинки)

«Поскольку они являются тонкими и неуловимыми духами и способными проникать в человеческое нутро, они расстраивают здоровье, вызывают болезни, пугают души сновидениями, расстраивают умы, чтобы заставить людей подобными злодеяниями обращаться к их помощи» (Лактанций. Божественные установления СПб.:, 2007, с. 158-159)

При прельщении волевой сферы души человек теряет способность к волевым усилиям на добро, нравственное целенаправленное действие. Возникает эффект будто волей человека управляет неведомая сила, которая толкает его на злые дела. Будто человек лишается своей воли. Человек вроде понимает, что ему надо делать, даже составляет план действий, но не способен действовать, его воля подавлена.

Об этом подчеркивает святой Феодор Студит.( Преподобный Феодор Студит. Послания. М.:, 2003)

Преподобный Феодор Студит, византийский христианский писатель (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Феодор Студит, византийский христианский писатель (фото из Яндекс Картинки)

  • Второе. При прельщении чувственной части души извращается естественная способность человека радоваться добру и тяготиться грехом. Возникает чувственный парадокс: грех начинает казаться особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, добродетельная — безрадостной и утомительной, рутинной и серой.

От прельщения области чувств в человеке притупляется способность к правильной оценке, контролю впечатлений, устремлений, связанных с чувствами.

  • Третье. В случае прельщения раздражительной части души человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло ее через край.

Прельщая раздражительную часть души, демоны способствуют взращиванию в человеке таких противоестественных реалий, как ненависть и гнев, памятозлобие, зависть, злословие, ожесточение и вражда. Это приводит к ослаблению добродетельных качеств души: мужества, дерзновения и ревности о Господе и «праведного» гнева (гнев на страсти, против страстей)

Как пример:

  • вместо праведной «ревности о Боге» в человеке обнаруживается «ревность не по разуму», грубый фанатизм;
  • вместо ненависти ко греху — ненависть к согрешившим;
  • вместо духовного мужества — наглость, бравада и бесшабашность;
  • вместо благоговейного страха Божия — панический ужас перед Страшным Судом.

Святитель Игнатий Брянчанинов, как и другие святые отцы (преп.Макарий Великий, прп. Исаак Сирин, свт. Григорий Синаит и др) подчеркивает, что сначала темные силы поражают разумную часть души, а потом начинают поражать другие ее части (Свт. Игнатий Брянчанинов Творения. О прелести, Сс. Т.1. 2014).

Икона свят. Игнатия Брянчанинова (фото из Яндекс Картинки)
Икона свят. Игнатия Брянчанинова (фото из Яндекс Картинки)

Соответственно, лучший вариант противодействия и профилактики прельщения: быть трезвенным и бдительным, чтобы не допускать прельщения разума и предотвратить воздействия на остальные части души.

Если прелесть все-таки возникла, как одолеть ее?

4 самых главных средства:

1. Усиление самосознание и признание себя прельщенным (здесь помогает и влияние на прельщенного значимых людей, которые смогут пробудить в нем самосознание: родственники, друзья, духовник и т.д., и обстоятельств реальности, ее значимых событий)

2. Покаяние перед Богом (что прельстился) и упование на помощь Божью в исцелении от прелести.

3. Молитва (краткая, Иисусова) творимая умом и сердцем

4. Пост (для усиления молитвы (разумная часть) и ослабление прелести в воле, раздражительной и чувственной части). Пост сильно отрезвляет и удаляет от прелести. Продолжительность его - по мере необходимости и с благословения духовника.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.