Найти тему

Зачем Сёмку отдали в люди

Утро было очень холодным. Сёмка ёжился, стараясь поглубже засунуть руки в карманы лёгкой курточки. Он давно из неё вырос, рукава не могли как следует скрыть обветренные, все в цыпках руки. Такая я же беда была и со штанами.

Вы находитесь на канале Елены Твердынкиной и читаете авторский текст повести Невозможно вернуться Часть 3

Начало здесь

Они встали очень рано, мама спешила успеть на поезд, который отвезёт её в город. Но Сёмку с собой она взять не может.

-Сёмочка, сынок, послушай меня внимательно и крепко запомни, что я тебе скажу. Я должна уехать ненадолго. Я заболела и буду лечиться в больнице. Но тебе туда нельзя. Я оставлю тебя у пана Сигизмунда. Он о тебе позаботится. Но тебе придётся отблагодарить его за хлеб и кров. Ты будешь помогать на кухне, делать, что прикажут : топить и чистить печи, приносить уголь, чистить овощи, мыть полы. Ты должен быть послушным и благодарным за приют.

Я обязательно за тобой приеду. Очень скоро. Пройдёт всего один месяц и мы снова будем вместе.

И помни, что я очень -очень сильно тебя люблю и никогда не брошу! - мама крепко обняла и поцеловала его.

Сёмке очень хотелось заплакать, но он, как мог, сдерживал слёзы. Ему жалко было себя, но ещё больше он жалел мать.

После гибели отца они остались вдвоём на всём белом свете, никаких родных у них больше не было. Бабушка и дедушка со стороны папы давно умерли, а родители мамы не хотели знать свою дочь, которая вышла замуж без их благословения. Маму Сёмки звали Татьяна.

По мощёной булыжником улице они подошли к красивому богатому дому под черепичной крышей. Его окружала кованая чугунная ограда. Под окнами росли кусты роз.

Мама позвонила в колокольчик у калитки, и к ним вышел пожилой мужчина в картузе, синей рубахе и сером холщовом фартуке. Кивнув, чтоб они следовали за ним, с заднего крыльца повёл их в дом.

Уже в коридоре Сёмкин нос учуял восхитительный запах свежего хлеба, горячего мясного супа и чего- то ещё очень вкусного. Последний раз они с мамой ели вчера мурцовку (похлёбка их хлеба, лука и кваса), а мяса не ели уже очень давно.

Мужчина распахнул одну из дверей и они оказались в огромной кухне. Здесь было очень тепло, хлебный дух кружил голову.

Невысокая полная женщина в белом переднике и чепчике с оборкой на широком столе катала тесто. Она обернулась и сказала, обращаясь к Сёмке :

-А вот и мне помощник! Тебя как зовут?

-Сёма. Семён, -тут же поправился мальчик, - мне одиннадцать лет, я умею топить печку.

-Молодец! А я - тётка Ядвига. Есть хочешь?

Она одной рукой обняла мальчика за плечи, а другой сделала знак Татьяне, чтобы та уходила незаметно, без лишних слёз.

-Сейчас у меня очень много дел, нужно спешить с обедом, - сказала Ядвига, - а позже мы с тобой познакомимся поближе, я тебе покажу, где ты будешь спать. А пока вот, держи!

Большим кухонным ножом она отхватила краюху мягкого белого хлеба, подцепила им же из высокой банки топлёного гусиного жира, толсто намазала на хлеб и подала мальчику.

Сёмка с наслаждением впился в него зубами.

Продолжение

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Спасибо за прочтение!

Ещё у меня можно почитать:

рассказ Внучка ворожеи здесь

повесть Дневники и семейная переписка Раменских здесь