«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук.6:12).
Иисус готовился к важному делу – избранию тех, кого можно будет посылать на проповедь Царства Божьего. Это должны быть люди не просто знающие Бога, но способные и других научить. Люди с особыми духовными дарами. В деле проповеди Евангелия всегда нужны одаренные ученики. Здесь не подходит первый попавшийся.
Кроме того у апостолов должны быть задатки лидеров, то есть людей ответственных не только за себя. Они должны обладать особым мышлением, какое должно быть присуще будущим руководителям церкви Христовой. Поэтому Иисус взошел на гору за советом к Небесному Отцу, чтобы решить, кого и сколько избрать в качестве Своих преемников на Земле. Кому доверить дело проповеди Евангелия, - дело спасения душ.
Всю ночь шел совет Отца, Сына и Святого Духа, шло обсуждение кандидатур, плана действий как формировать их характеры, обучать лидерству, раскрывать им задачи Божьей стратегии и тактики. Ошибки быть не должно. План спасения должен продолжаться на Земле вплоть до Второго пришествия.
«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лук.6:13).
Мы не знаем точно, из какого числа учеников были выделены двенадцать. Возможно их было семьдесят, возможно больше. Но избрание предполагало отсев.
По каким критериям, кроме заложенных в человеке задатков, определял Иисус? Прежде всего вера. Господь испытывал веру учеников, ставя их в различные сложные ситуации, показывая Собственным примером, как из них выходить.
Кроме того, Христос испытывал веру их Своим учением, и человек уже сам определял, подходит ли ему такие принципы и такой Учитель. Пред ним вставала эта дилемма, когда например, он слышал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6:54). После таких слов многие из учеников оставили Его.
Иисус видел сердца тех, кто Его не оставит, кто открыт для влияния Святого Духа и кто в результате пойдет даже на мучительную смерть во имя Евангелия Царствия, то есть во имя спасения людей для вечности. Имена этих людей оставлены в Библии. «Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» (Лук.6:14-16).
Десять из них закончили земной путь смертью мучеников. В Библии оставлена запись о кончине только одного, - Иакова, сына Зеведеева, брата Иоанна. Его казнили по приказу Ирода Агриппы. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян.12:1,2).
О судьбе остальных мы можем знать только по преданиям. Симон Петр был распят в Риме примерно в то же время, когда казнили апостола Павла. Андрей, брат Петра, закончил жизнь так же распятием в Греции. Варфоломея (Нафанаила) бичевали в Индии с такой жестокостью, что он не смог оправиться и выжить. Там же в Индии убит копьем Фома. Филиппа и Иакова Алфеева распяли в Египте. Матфей сожжен в Эфиопии. Иуда Иаковлев пронзен стрелами в Армении. Симон Зилот распят в Малой Азии. Иоанн оставлен в живых и сослан на остров Патмос. То есть Иисус избрал самых преданных учеников, и они распространили Евангелие далеко за пределы Иудеи.
Единственный вопрос и недоумение вызывает избрание Иуды Искариота. Неужели Господь не знал, что он сделается предателем? Конечно, знал. Неужели Он специально избрал его, чтобы тот Его предал? Конечно, нет. Иисус отдал бы жизнь и пролил Свою кровь и без участия Иуды. Тем более, что от этого предательства ничего не зависело: Христос был бы арестован в любом случае.
Единственная причина, почему Господь приблизил к Себе Иуду, - это спасение Иуды. Вдали от Иисуса у Искариота не было никаких шансов наследовать жизнь вечную. Это был сын погибели, погрязший в своей гордости и собственной значимости. Обладая блестящим умом, быстрой сообразительностью, знанием ведения дел и жизненным опытом, Иуда тем не менее находился в сетях беса тщеславия.
Иисус видел его сердце, знал, что Иуда способен быть искренним, что его таланты под руководством Святого Духа могли принести огромную пользу делу Божьему. Это видели даже ученики, на которых еще не было Духа Святого.
Господь избрал Иуду, чтобы снять вопросы учеников. Избрал по их просьбе и по просьбе самого Иуды. Но, конечно же, и Сам Спаситель желал изменить сердце этого ученика, видя что он точно погибнет, если не дать ему шанс исправиться.
Господь видит и всех нас. Он знает, что у нас на сердце, и знает, чего мы можем достичь в общении со Святым Духом. Всех нас Он привлекает к Себе и каждому даёт дело по силам, чтобы распространить Его весть тем или иным образом. Он избирает нас, чтобы мы отражали Его характер, привлекая людей к Иисусу.
Никого из людей Он не считает погибшим. Никого! Все мы имеем равные шансы спастись для вечности. У Бога нет ни любимчиков, ни изгоев. Никто не предопределен к погибели, но все предназначены к наследованию Божьего Царства.