В черте города Видное, в четырех километрах от Москвы, есть чудесный уголок – усадьба Тимохово-Салазкино.
Восстановленный главный дом (деревянный, с готической башней) и несколько кирпичных служб, живописно разбросанных по окружности небольшого курдонера (от франц. - «почетный двор»), регулярные аллеи, липовый пейзажный парк. Вот, собственно, и вся территория.
С одной стороны – современный новодел. Восстановлением занималась компания-застройщик «Пальмира», построившая рядом комфортабельный загородный отель, а в главном усадебном доме планируют проводить церемонии бракосочетания.
Но с другой – несмотря на скрипучую новизну, местечко невероятно приятное, атмосферное, здесь хочется остаться подольше.
К тому же оказалось, что история усадьбы очень интересная и богатая, и связана она с представителями совсем разных социальных классов - как аристократии, так и промышленно-торговой элиты.
Я любила своего мужа в счастье, люблю его и в несчастье
В середине 18 века владелицей этих земель стала последняя представительница древнего рода Ромодановских, двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны - Екатерина Ивановна Головкина.
Семья старинная, богатая, уважаемая, вела свою историю от самого Рюрика.
Ее суровый дедушка, которого слушался сам Петр I, имел титул «князь-кесаря», как, впрочем, и ее отец, Иван Федорович Ромодановский. Шутейный титул перешел, судя по всему, по женской линии - княжну тоже называли «князь-кесаревной».
Царь-плотник, бывший своим в богатом доме Ромодановских, где росла, не зная ни в чем отказа, маленькая кесаревна, всячески баловал свою любимицу, следил за ее воспитанием, а когда пришло время – сам выдал ее замуж.
Да-да, великий Петр I был «маршалом» (читай, менеджером-распорядителем) на свадьбе у Екатерины Головкиной. Торжество было поистине кесарским. Посажеными отцами были, к слову, князь Меньшиков и граф Апраксин.
Царь полностью взял на себя заботы по церемониалу: привез невесту к церкви на свадебном поезде, соскочил с лошади и открыл дверцу кареты, рассаживал по чину гостей по местам, следил за переменой блюд, распоряжался балом.
«Маршал» весь день был на ногах, ему даже поесть было некогда, как у заправского event-менеджера. Императрица, сжалившись, прислала супругу жареного голубя, которого тот ел стоя у буфета, впопыхах, но с большим аппетитом.
Контрастом к этому счастливому сюжету выглядит дальнейшая судьба княжны Головкиной.
Пришедшая к власти в результате переворота Елизавета Петровна обвиняет ее мужа в государственной измене. По счастью, милосердная царица заменила смертную казнь на конфискацию имущества и вечную ссылку в Сибирь.
И Екатерина Ивановна поступает как жены декабристов, которые тогда, разумеется, еще даже не родились.
Несмотря на то, что ее признали не в ответе за преступления мужа, дав свободу жить где пожелает, она ответила: «Я любила своего мужа в счастье, люблю его и в несчастье и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно».
И не только словами, но и делом подтвердила свою верность и любовь к супругу, отправившись с ним в Сибирь.
Два года супруги только добирались до места ссылки (а ведь ей уже было 40 лет, старуха по тем временам!) и 14 лет прожили в избе, словно заживо погребенные в этой заваленной снегами могиле. Однако наследница рода Ромодановских не позволяла себе не только плакать, но даже сетовать об утерянном богатстве и величии.
Мужа Екатерина Ивановна, несмотря на нечеловеческие условия жизни, буквально воскресила. Сохранились воспоминания, что полностью разбитый и разрушенный при роскошной жизни в столице, он ее стараниями и заботами, без докторов и лекарств, был словно возрожден.
Вернувшись в Москву после смерти супруга, бывшая статс-дама жила при монастыре и с величавой простотой принимала всех страждущих, а они шли к ней на поклонение, «как к национальной святыне».
Пивовар-миллионщик
Тот вид, который Тимохово имеет сейчас, оно получило в конце XIX века. В те годы владельцем усадьбы стал купец первой гильдии из подмосковного города Бронницы – Иван Алексеевич Кононов.
Он перестроил свое имение по последней моде. Главный дом выполнен с элементами неоготического стиля. Самая запоминающаяся деталь здесь - башня с ромбовидным окном и шпилями.
А кирпичные службы выполнены в эклектике. Наиболее ярко в подсобных постройках читается английский фабричный стиль.
Кононовы были владельцами винокуренного завода в селе Кокман Вятской губернии (нынешняя республика Удмуртия).
✔️ Одним из немецких инженеров, работавших здесь, был Леонард Августович Книппер – отец супруги А.П. Чехова, Ольги Леонардовны Книппер. Она, собственно, и родилась в селе Кокман.
Второй завод, варивший пиво, был у Кононовых в Вятке. Тамошние жители вспоминали Ивана Алексеевича как талантливого предпринимателя, миллионщика, который имел несколько домов и дач в Москве и Петербурге, в том числе здесь, в Тимохово.
Название Салазкино появилось у усадьбы в начале XX века, когда хоязевами стали купцы Салазкины. Они были последними владельцами усадьбы.
После революции Тимохово-Салазкино было национализировано, а все ценные вещи - разграблены
В советское время на территории были клуб, пионерский лагерь, ДОСААФ.
В 2017 году усадьбу решили восстановить. Это была уже вторая попытка, первая не удалась, застройщик не выполнил свои обещания.
На этот раз обязательства по реконструкции взяла на себя компания-застройщик «Пальмира групп», которая возводила на территории Тимохово загородный отель.
Усадьба должна была стать, выражаясь бюрократическим языком, «кластерным рекреационным комплексом городского значения в Видном».
Со стороны властей историческую достоверность реставрации курировало Главное управление культурного наследия Московской области. А реставрировать надо было по всем правилам – ранее усадьба была признана объектом культурного наследия регионального значения.
Чиновники из сферы культуры были удовлетворены результатом – недостающие кирпичи и элементы белокаменного декора реставраторы изготавливали на заказ, сохранили исторические печи и изразцы, деревянные постройки восстановили в оригинальном виде.
📌Аналогичным способом восстанавливали усадьбу старообрядца Морозова в Глухово, погулять по которой можно здесь: «Дед на пне»: как жили старообрядцы, или дом-музей Арсения Морозова в Глухове
Сегодня в главном доме находится зал для бракосочетаний, ресторан, и (по словам местных жителей и городской прессы) должен быть краеведческий музей. Но меня внутрь не пустили, музей, судя по всему, еще не открыли. Однако свадьбы уже проводятся.
Если Вы спросите, стоит ли приезжать в Тимохово, то мой ответ такой – в зависимости от Ваших целей.
Если Вы едете за атмосферой исторического, старинного, места – то здесь Вы этого, пожалуй, не найдете.
Восстановленные здания еще совсем новые, свежие, пока не покрылись патиной времени. Рядом стоит большой современный отель. Двор причесан, вылизан и благоустроен по современной московской моде.
Правда, сзади можно найти нетронутый липовый пейзажный парк, и длинную лестницу в нем, спускающуюся по склону горы вниз (местная достопримечательность!). В целом территория относительно небольшая, больше похожа на масштабам на городской парк.
Но если Вы будете в Видном проездом или живете рядом, то я рекомендую по возможности заглянуть сюда.
Здесь комфортно, тихо, приятно, гуляют мамочки с детьми, шелестят листья деревьев, можно сделать селфи на бесконечной лестнице, с удовольствием в покое отдохнуть на лавочках, сходить в кафе в одном из флигелей.
Вот такой получился необычный городской сквер с исторической дачной архитектурой. Мне – нравится. А Вам?
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Целый «фабричный городок» с цехами 1901 года и рабочим поселком. До революции это было крупнейшее предприятие в своей отрасли
👉 Прошло 100 лет, но здесь по-прежнему живут люди: казармы Богородско-Глуховской мануфактуры старообрядца Морозова
👉 Нашла целый квартал домов 1920-х годов. Показываю, как они сейчас выглядят снаружи, в подъездах и во дворах
#интересные места россии #пешком по россии #фотопрогулка #пешком по городу #московские достопримечательности #усадьбы подмосковья #усадьбы #дворянские усадьбы #путешествия во времени #пешком по москве