Найти в Дзене

Родителям подростков

Часто ко мне в работу приходят запросы от родителей подростков с самой распространенной "проблемой" - их ребенок НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ. Тема близка мне не только с профессиональной точки зрения, но и как маме подростка - что же делать с этим "нехочучкой"? Итак, если разобраться, то у почти взрослого человека есть свои желания и стремления, а вот чего не желает- так это одобряемых мамой или социумом действий: учиться, помогать по дому, совершенствовать навыки на курсах, даже ездить с мамой в отпуск…О себе такой подросток говорит спокойно: да, я ленивый и несобранный. Чего хочу? Да как будто ничего такого. В школе скукотища, компания вроде есть, но друзей близких нет. Планы на будущее? И планов тоже нет. А зачем? У него и так все есть. Все базовые потребности родители уже удовлетворили. Он  отвык хотеть, а может, и вовсе разучился. С самого детства все так спешили выполнить его капризы, что он не успевал даже захотеть как следует. И нет волшебного чувства и трепета, когда исполнения желания до

Часто ко мне в работу приходят запросы от родителей подростков с самой распространенной "проблемой" - их ребенок НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ.

Тема близка мне не только с профессиональной точки зрения, но и как маме подростка - что же делать с этим "нехочучкой"?

Итак, если разобраться, то у почти взрослого человека есть свои желания и стремления, а вот чего не желает- так это одобряемых мамой или социумом действий: учиться, помогать по дому, совершенствовать навыки на курсах, даже ездить с мамой в отпуск…О себе такой подросток говорит спокойно: да, я ленивый и несобранный. Чего хочу? Да как будто ничего такого. В школе скукотища, компания вроде есть, но друзей близких нет. Планы на будущее? И планов тоже нет. А зачем? У него и так все есть. Все базовые потребности родители уже удовлетворили. Он  отвык хотеть, а может, и вовсе разучился. С самого детства все так спешили выполнить его капризы, что он не успевал даже захотеть как следует. И нет волшебного чувства и трепета, когда исполнения желания дожидаешься: игрушки, одежды, вкусности, праздника. Вот и получается, что он пропускает важную часть развития: ожидание, мечты о желаемом, предвкушение обладания, воображение деталей и заманчивых перспектив помогают малышу формировать контакт со своим внутренним миром в части желаний.

Бывает и наоборот: на мечты ребенка не обращают никакого внимания, требуют лишь выполнения того, что кажется важным родителям, и обламывают крылья у мечты в самом начале. Одно дело - чуть-чуть потерпеть в ожидании обещанного подарка, и совсем другое - знать, что с твоими желаниями никто не считается, и хоти-не хоти, все будет так, как сказала мама. Обычно именно мама. А еще нет очень важной составляющей развития: возможности просто валять дурака и бить баклуши. Безделье - это не впустую потраченное время, а самое что ни на есть творческое и продуктивное. Оно учит юных самим находить себе занятие, что без определенных навыков совсем не просто.

Так что же делать?

  1. Дать возможность захотеть и право заниматься тем, что он захочет. Но при определенных ограничениях. После учебы можешь заниматься чем хочешь, но вот список домашних обязанностей, можешь выбрать любые три. И вы знаете, работает!
  2. Дать ему личное внутреннее пространство. Если ваш ребенок часами валяется на кровати и смотрит в потолок, шатается бесцельно по улице, сидит за компом или горбится над экраном смартфона, залипая в тупые видосики - это не значит, что он бездельничает. В этот момент в нем происходит грандиозная духовная работа. Ваш ребенок познает себя, познает мир, учится с ним взаимодействовать

Пусть вас не грызет мысль о том, что он впустую тратит время, которое можно было бы занять полезными занятиями. Как показывает опыт, польза от развивающих занятий, особенно навязанных родителями, во взрослой жизни весьма относительна.

Но точно хочу обратить внимание родителей на одну очень важную вещь: это игры и отношения со сверстниками. У подростков ведущей деятельностью является именно коммуникация, вхождение в сообщества (компании, круг). Акцент с достижений в учебе смещается на достижения в общении. Им важна не оценка по алгебре или английскому, а насколько примут друзья. И для этого ваше чадо сделает все: поменяет стиль одежды, стрижку, цвет волос если того требует его центр интереса. И если нужно, "забьет" на успехи по этой самой алгебре.

На первый взгляд для взрослого человека это кажется ерундой. Но это дает очень важное развитие тех навыков, которые помогут во взрослой жизни: креативность, открытие новых территорий, понимание своих границ и ценностей, навыки коммуникации и способность налаживать связи, работа и взаимодействие в команде. И если посмотреть с этой стороны, то таки да - это очень важные качества во взрослой жизни.

Общение для любого человека - это очень важная часть жизни. А для подростка эта часть становится необыкновенно важной и ценной. Ну и давайте честно признаемся себе, что когда наш ребенок начинает больше общаться  с друзьями, чем с нами, это означает для нас родителей, что мы теряем контроль над ребенком, начинаем ревновать. Но ежедневная "абсолютно бесполезная" часовая прогулка с приятелями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

То же и с компьютерными играми, инстаграмами, телеграммами и прочими фейсбуками. Это страшно бесит, но нужно перетерпеть. Разумеется, необходимы рамки и ограничения, но тотально запрещать или контролировать внутреннюю жизнь подростка - преступление перед его будущим.

Ведь, если ребенок не пройдет тяжелый урок подросткового кризиса сейчас, то его может жестко накрыть во взрослом возрасте: эмоциональным выгоранием в 30 лет, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и тому подобное.