Найти тему
soullaway soullaway

Российские группы 80-х, использовавшие ретро-эстетику.

Как все мы знаем, из-за пресловутого «железного занавеса» музыкальные новинки с Запада доходили до советских меломанов с некоторым опозданием, особенно, что касается провинции. Поэтому музыкальные предпочтения советской аудитории долгое время оставались консервативными. И когда с началом перестройки и постепенным снятием железного занавеса зарубежная музыка стала более доступна, сложилась ситуация, что наряду с актуальными в 80-е группами у нас также актуально многими воспринимались The Beatles, Rolling Stones и другие герои 60-х, которые на Западе уже давно перешли в разряд классиков и отцов-основателей.

Как иллюстрацию этого, можно вспомнить эпизод из книги Виктора Рыбина «Кино с самого начала», где описан поход на концерт кавер-группы (тогда еще и понятия такого на русском языке в ходу не было) The Beatles под названием Блиц из Грузии. Поэтому неудивительно, что некоторые появившиеся в 80-е рок-группы вместо модных нью-вейва и хэви-метала обратились к музыке 60-х. Я не думаю, что в этом был какой-то коммерческий расчет. Они делали это совершенно искренне, любя ту музыку и ту эстетику и заслуженно получили любовь многих поклонников. Вот об этих группах я бы и хотел вспомнить.

А начать я предлагаю с ленинградцев бит-квартета Секрет. Сочетание «бит-квартет» ясно указывает, на кого именно ориентировались парни. Битловские стильные костюмы, красные галстуки как своя имиджевая фишка, и главное – музыка, передававшая дух того времени. При этом калькой с ливерпульской четверки ленинградцев назвать нельзя. Конечно, в «Алисе» можно было услышать интонации «Michelle», а в «Моя любовь на пятом этаже» «I Want To Hold Your Hand», но, к примеру, «Домой» лично мне больше напоминают Slade, а не The Beatles. Музыка группы была достаточно разнообразной, чему способствовали два разноплановых лидера: если Максим Леонидов отвечал за лирику, то на Николая Фоменко было возложено исполнение жестких (в рамках выбранной стилистики, естественно) рок-н-ролльных боевиков. Говорить, что в 80-е Секрет был безумно популярен, излишне. Они часто появлялись на телеэкранах, а тиражи их одноименной пластинка в магазинах «Мелодия» сметались как горячие пирожки (альбом, кстати, вошел в рейтинг «50 лучших русских альбомов всех времен» журнала «Афиша»). И совершенно заслуженно. Группа, несмотря на изначально подражательскую концепцию, имела свое лицо в рамках нашей сцены, а «Привет» я считаю одной из лучших песен о любви в нашей рок-музыке.

-2

Но, к сожалению, выбранная группой концепция быстро себя исчерпала, имидж парней в ретро-костюмах с красными галстуками публике стал наскучивать, в коллективе возникли разногласия. Из группы ушел Максим Леонидов, оставшиеся музыканты во главе с Николаем Фоменко какое-то время работали в формате трио с привлечением сессионных музыкантов и выпустили несколько дисков, выдержанных в иной стилистике. Аранжировки стали разнообразнее, появилась духовая секция, но то лицо группы, за которую ее полюбили, было потеряно. Былая популярность ушла, а вскоре и Фоменко решает сосредоточиться на радио и телепроектах, после чего группа фактически перестает существовать. Но время от времени музыканты собираются в золотом составе для ностальгических концертов, где исполняют свои нетленки 80-х.

-3

Москвичи «Мистер Твистер» пошли по более сложному пути. Из музыкального наследия 50-60-х они взяли за ориентир не самое очевидное коммерческое направление рокабилли. Классический для жанра состав «гитара-контрабас-ударные», стильный имидж, репертуар, состоящий, помимо собственных песен, кстати, русскоязычных, из классических западных рок-н-ролльных хитов и советских шлягеров 60-х привлекли внимание публики. Конечно, до Секрета парням было далеко, но на советском телевидении группа появлялась и «Мелодия» выпустила пластинку с одноименным альбомом, как и у Секрета.

К сожалению, на дельнейшую судьбу группы повлияла внезапная смерть в роковом 27-летнем возрасте гитариста Вадима Дорохова. На место был взят другой музыкант и выпущены три альбома, но первоначальный успех развития не получил. Группа существует по-прежнему, правда из первого состава остался лишь барабанщик и о новых записях не слышно.

-4

Следующий музыкант, черпающий вдохновение в ретро-эстетике – это Гарик Сукачев. Его Бригада С была одной из самых ярких групп во второй половине 80-х. Имидж рубахи-парня с рабочей окраины послевоенной Москвы, музыка, представляющая собой коктейль из рок-н-ролла, блюза, твиста, ска и джаз-рока с богатой духовой секцией, яркие хитовые мелодии – все это сделало группу чрезвычайно популярной. На концертных афишах того времени Бригаду С представляли, как «оркестр пролетарского джаза». Такой вот маркетинговый ход.

По странной иронии судьбы, первая официально вышедшая запись Бригады С – это сплит-пластинка, совместная с Наутилусом Помпилиусом. Более несовместимые группы представить сложно: сдержанный и отстраненный Бутусов с имиджем звезд британского пост-панка и эмоциональный и брызжущий энергией Сукачев в образе московского маргинала. Однако на момент выхода пластинки – 1988-й год, обе эти группы стали невероятно популярны.

В начале 90-х Бригада С распалась: Сукачев собрал супергруппу Неприкасаемые, включавшую сливки отечественной рок-музыки на тот момент, но, на мой взгляд, музыка Неприкасаемых была скучнее, чем Бригады С. И ностальгический дух, свойственный Бригаде С, у Неприкасаемых отсутствовал. Тем не менее, к ретро-стилям Сукачев продолжает обращаться. Был совместный с Александром Ф. Скляром проект Боцман и Бродяга и сольный альбом «Песни с окраин», где упор делался на перепевки различных старых эстрадных, дворовых и кабацких песен, в том числе и из репертуара Леонида Утесова и Владимира Высоцкого. И последний большой хит Сукачева про бабушку, курящую трубку, тоже берет корни в музыке ушедшей эпохи.

-5

Но, пожалуй, наиболее популярная команда среди групп, чей взор обращается в 60-е, это, конечно, Браво. Если Бригада С – это рабочие ребята с нашего двора, то Браво – это стиляги-мажоры. Отсюда и различия в лирической концепции: Браво это про любовь и стильные тусовки, а Сукачев – это куда более грубые удовольствия, а также элементы протеста и социальщины. При этом музыка обоих коллективов схожа: рок-н-роллы и твисты с присутствием духовых. Это неудивительно, ведь в начале 80-х Сукачев и бессменный руководитель Браво Евгений Хавтан пересекались в группе Постскриптум. Сама группа большой славы не снискала и каких-то заметных записей после себя не оставила, зато дала начало двум ярким группам русского рока.

Браво всегда оставались верны выбранному направлению и несмотря на вынужденные смены вокалистов, записывали альбомы, пользовавшиеся стабильным успехом. Конечно, для многих единственно верным вариантом Браво был состав с несравненной Жанной Агузаровой на вокале, и я склонен согласиться с этой точкой зрения. Но надо отдать должное упорству и неутомимости Евгения Хавтана, что при уходе таких ярких личностей, как Агузарова, а позже и Валерий Сюткин, обеспечивших Браво бешеную популярность, он не опускал руки. Всякий раз Евгений находил новых вокалистов, совершенно непохожих на предыдущих и умудрялся сочинять материал, идеально соответствующий актуальным людям у микрофонной стойки. Песни, написанные для Агузаровой, Сюткина или Ленца учитывают их индивидуальные особенности. Объединяют песни только общее солнечное радостное настроение и светлые позитивные эмоции, неважно, какую песню ты слушаешь: «Будь со мной», «Московский бит» или «Этот город».

Подытоживая, хочется отметить, что для успеха у публики необязательно следовать свежим веяниям в музыке. При наличии таланта и искренности в творчестве можно создавать интересный материал в жанрах, которые, казалось бы, давно сошли со сцены и в которых все сказано. И эти группы наглядно это доказывают.

А на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.