Найти в Дзене

Храм Утренней Зари в Бангкоке: как выглядит, когда построено и кому посвящено одно из красивейших сакральных сооружений столицы

Незадолго до закрытия границ нам с женой удалось посетить популярное у наших соотечественников юго-восточное королевство. Летя посреди зимы, прежде всего, ради солнца и теплого моря (предыдущее лето в наших краях выдалось довольно прохладным и дождливым), настраивались на ленивый пляжных отдых. Но наша внутренняя человеческая природа, что моя, что жены, постоянно требующая познания нового, довольно быстро взяла верх. Лежание на солнце и постоянное купание нам наскучили буквально на третий день, и мы с жадностью приступили к удовлетворению интереса к историческому и культурному наследи Таиланда и самобытности местной жизни. Съездили в Аюттхаю, познакомились с джунглями провинции Районг, а напоследок оставили прогулку по Бангкоку.

И вот гуляя по центру столицы Таиланда наше внимание привлек поражающий своей красотой, расположенный на противоположном от центра берегу реки Чаупхрая, 79-метровый, весь украшенный керамической плиткой буддийский храм. Это был Ват Арун. Или по-русски – Храм Утренней Зари.

-2

Посвящен храм индуистскому богу рассвета Аруне. Как рассвет непосредственно связан с солнцем, является предшествием его восхождения на небосклон, так Аруну сложно было представить отдельно от бога солнца, который в индуистской традиции именуется Сурья. Аруна мыслился как возничий колесницы Сурьи. По своим родственным связям Аруна – старший брат получеловека-полуптицы Гаруды (в буддизме - одного из символов просветленного ума), а вдвоем они - сыновья божественного мудреца Кашьяпы, считающегося автором нескольких гимнов Ригведы, и Винаты, «матери птиц».

-3

Буддийский храм месте Ват Арун существовал по крайней мере уже в XVII веке. Назывался тогда он Ват Макок по названию деревни Банк Макок (сравните с современным названием города), которая тогда находилась на месте будущего огромного мегаполиса. По-тайски название означает дословно – «деревня на берегу реки, где растут дикие сливы». Еще в XVII столетии деревня получила название Тхонбури. Довольно быстро деревня благодаря выгодному стратегическому положению недалеко от устья реки Чаупхрая разрослась до крупного и важного города. А в 1768 году Тхонбури, после того как бирманцы захватили сиамскую столица Аюттхаю, был выбран сиамским королем Таксином (годы правления - 1768 - 1782) в качестве новой столицы. На территории интересующего нас храма тогда был возведен королевский дворец. Сам храм в то время, правда, переживал не лучшие времена, и король Таксин дал обет, что восстановит его. При преемнике Таксина короле Раме I (1782-1809) под королевский дворец было выбрано новое место на противоположном берегу реки, а при следующем короле Раме II (1809-1824) начались масштабные работы по перестройке храма. Высоту центральной пагоды решено было увеличить до 70 метров. Строительные работы продолжались до 1851 года - до последнего года правления Рамы III.

Красота Ват Аруна - прежде всего, в его центральном пранге (башне), украшенном разноцветным фарфором. На рассвете фарфор играет жемчужными переливами, что делает его еще более красивым.

-4

По углам от центрального пранга расположены пранги меньшего размера.

Один из угловых прангов Ват Арун
Один из угловых прангов Ват Арун

Центральный пранг символизирует священную в индуизме гору Меру, центр мироздания, но сама трактовка уровней пранга связана с буддийской космологией (все-таки храм буддийский).

Центральный пранг Ват Аруна
Центральный пранг Ват Аруна

Угловые четыре пранга посвящены богу ветров Пра Пай.

-7

По периметру основания пранга - фигуры древних китайских солдат и животных (с китайцами исторически были тесные торговые и культурные связи, а Рама III, при котором храм приобрел своей современный вид, был ярым приверженцем китайской культуры).

-8
-9

Пранги украшены морскими ракушками и фрагментами фарфоровой посуды, что использовались в прошлом в качестве балласта лодками, шедшими в Бангкок из Китая.

-10
-11
Фарфор и морские ракушки в декоре Ват Арун
Фарфор и морские ракушки в декоре Ват Арун

Просматривающиеся над верхней террасой обращенные на четыре стороны фигуры слонов - это изображения Айравата - белого слона бога Индры, которого мы и видим на слоне восседающим.

Индра на Айравате
Индра на Айравате

Центральный пранг венчает «семиконечная тришула» - вариация тришулы Шивы.

-14

Ближе к берегу реки находится 6 павильонов в китайском стиле. Там же находится выход к причалу парома, который и вернул нас затем обратно на восточный берег Чаупхрая.

-15
-16
-17
-18