В 50-х годах прошлого века Делия Фиальо расписала первую латиноамериканскую теленовеллу по сериям для ежевечернего показа. Сейчас этот формат кажется естественным, и зрители даже не задумываются, что когда-то теленовелла показывалась за один день. Наработки Делии позволили раздвинуть жесткие временные рамки, в которые сценаристы вынуждены были утаптывать все сюжетные линии, практически до бесконечности.
Делия прожила долгую жизнь, до векового юбилея ей не хватило трех лет и шести дней. Она давно отошла от сериальных дел, но фамилия Фиальо в титрах бесчисленных ремейков продолжала привлекать зрителей. По ее сюжетам были сняты «Ничья Мария», «Топаз», «Кассандра», «Мариелена», «Гваделупе», «Самая красивая», «Мне не жить без тебя», «Инес Дуарте, личный секретарь».
Делия Фиальо родилась на Кубе. Она была единственным ребенком в семье столичного врача, который «поднимал» медицину в провинциях. Как обычно бывает, когда ребенок из-за частых переездов не успевает завести друзей и страдает от одиночества, палочкой-выручалочкой Делии стали книги и воображение. Одним из любимых занятий девочки было наблюдать за интересными с ее точки зрения людьми и придумывать им прошлое. Корме того, она обожала возиться с животными. Со временем Делия открыла для себя цирк, где интересных людей и зверей имелось в избытке, стала проводить там почти все свободное время и культивировать мечту выучиться на ветеринара.
На пути мечты стеной встала мама, которая пыталась вырастить из Делии светскую даму: чрезмерно оберегала от обычных детских и подростковых шалостей, одевала как куклу и запрещала общаться с неотесанными деревенскими сверстниками. «Она повторяла, что я — важная персона, дочь доктора, - вспоминала Делия. - Я помню всего несколько месяцев, когда вела себя как обычный ребенок, бегала босиком по грязи, каталась на велосипедах и общалась, с кем хотела. Родители лежали в больнице с тифом, который папа подхватил на работе, я кое-как хозяйничала дома, предоставленная самой себе. Потом все вернулось в обычное русло. Мысль, что я стану ветеринаром, ужаснула маму, она настаивала на более элитарной профессии. По ее давлением я решила развивать страсть к сочинительству и поступила на факультет философии и литературы университета Гаваны».
Как и положено юной интеллектуалке, Делия Фиальо презирала «низкие жанры», не интересовалась любовными романами и радионовеллами. Она предпочитала социальные темы, печаталась в прогрессивных журналах, получила престижную литературную премию. Когда обстоятельства заставили ее взяться за радионовеллу, Делия надулась, но написала сценарную заявку и отправила ее на рассмотрение главе радиостанции Бернардо Паскуалю. Он же должен был режиссировать постановку. «У меня не было доверия к этому человеку, - вспоминала Делия. - Но когда мы встретились лично, Бернардо показался мне самым красивым мужчиной на свете. Я так к нему прониклась, что мы поженились, прожили вместе 67 лет и родили пятерых детей, которые подарили нам 13 внуков».
Младший ребенок четы появился на свет уже в Майами, куда Делия и Бернардо бежали с Кубы в 1966 году из-за несогласия с политикой Фиделя Кастро. «Дети рыдали, оплакивая наш дом, любимые вещи, собачку — все, что мы оставляли навсегда. - говорила Фиальо. - Я волновалась, как мы выживем в Америке, где мои заслуги ничего не значат? К счастью, нас отыскал коллега из Венесуэлы, которому требовался сценарист теленовелл. Я запаниковала: «Как кубинка, живущая в Майами, может достоверно описать жизнь в Венесуэле?» Но потом подумала, что проблема решаема. Перечитала книги венесуэльских авторов, съездила в творческую командировку в Каракас - часами сидела в парках и просто слушала, как разговаривают люди. Составила словарь идиом и приступила к работе».
Делия до конца жизни печатала свои произведения на печатной машинке. На пике ее востребованности дневная норма составляла до 35 страниц. Чтобы успеть к сроку, часто приходилось обходиться без сна. Делия не могла переехать в Венесуэлу, оставив мужа и детей в Америке, за отведенное время ей нужно было не только написать, но и переправить очередные серии заказчикам. Поскольку интернет (и даже факс) еще не изобрели, прославленная сценаристка мчалась в аэропорт, ловила случайного человека с билетом до Каракаса и умоляла его передать папку с текстом представителю студии с той стороны воздушного моста. Если не получалось, Делия диктовала все 35 страниц по телефону. «К тому времени теленовеллы уже стали длинными и доснимались по ходу показа, - рассказывала Фиальо. - Этот процесс нельзя остановить, из него нельзя выпасть. Ты не имеешь права ни болеть, ни отдыхать. Бывало, отправив финал одного сериала, я тут же бралась за следующий. Поразительно, что у мужа и детей хватило любви все это вынести. Я помню, как девочки прибегали ко мне со своими маленькими горестями, а я говорила: «Не надо мне сейчас плакаться, мы поплачем все вместе, когда я закончу главу». А муж заказал пуловер с надписью «Мне нужно внимание» и надевал его прежде, чем зайти в мой кабинет».
Об источниках вдохновения Фиальо говорила так: «Я всегда искала какой-то неожиданный поворот или антураж, которые позволили бы освежить историю. «Кассандра» - первая цирковая теленовелла, никто до меня не додумался использовать цирк. Слепота героини в «Топаз» — еще один хороший пример. Беда в том, что такие вещи нельзя поставить на поток. Продюсеры стремятся оседлать волну, не понимая, что никто не станет смотреть подряд 16 теленовелл про циркачей или 16 сериалов со слепой героиней».
В 1985 году Делия сказала «баста!» и впредь занималась только адаптацией собственных сюжетов для других стран и времен. В 2000 году она закрыла и эту главу, продав права на сценарии и посвятив себя литературному творчеству иного плана — от детских книг до мемуаров. Даже на закате дней она осталась «совой», ведущей преимущественно ночной образ жизни. «Телевизор у меня включен до полуночи, - рассказывала она сравнительно недавно. - Потом я кормлю кошку Канделиту, которую подобрала на улице. Мы с ней идем в постель и читаем до трех часов утра. К счастью, теперь я могу позволить себе спать почти до полудня».
Ее много критиковали за излишнюю «розовость» сюжетов, их оторванность от реальности, старомодный взгляд на отношения полов. Фиальо не стеснялась своего консерватизма: «Я не верю, что женщине достаточно профессионального успеха. Без реализованной чувственной стороны, сложившейся личной жизни она не будет счастлива».
В последние годы Делия и сама высказывала много претензий современным коллегам. «Вы стараетесь затолкать в сюжет как можно больше действия в ущерб чувствам и эмоциям, которые сделали теленовеллы популярными, - говорила она. - Романтизм присущ человеческой натуре, он никогда не умрет, не выйдет из моды. Сегодняшние молодые люди пишут признания в любви на стенах точно так же, как это делали мои ровесники. Неважно, в какое время вы родились, где живете, насколько образованны, вы прекрасно понимаете, что такое любовь, ненависть, ревность, честолюбие. Это касается каждого. Бандитизм, наркотики, сексуальная индустрия, столь любимые нынешними сценаристами, тоже реальность, но она не затрагивает каждого. Мне неинтересно смотреть сериал о наркоторговцах, даже если он прекрасно снят».
Делия Фиальо не сомневалась, в чем состоит ее призвание. «Все мы приходим в мир с определенной целью. Мне повезло узнать свою, потому что многие люди умирают, как и не поняв, для чего родились. Я пришла, чтобы касаться своими историями людских сердец, дарить переживания, слезы, смех и — главное — мечты».
Комментируйте, ставьте лайки, пишите, какие сериалы смотрели, каких актеров помните, о ком еще хотели бы прочитать:)