Найти тему
Мама в эмиграции

Новый дом в стиле модерн на Поварской улице

Гуляя по Поварской, каждый раз удивляюсь, насколько эта улица, расположенная в четверти часа ходьбы от Кремля, тихая, нетуристическая, несуетная.

А ведь тут что ни дом – то история, имя (а часто – фамилия, из самых известных фамилий государства Российского), что ни здание – то архитектор из самых значимых. Тут переплелись и множество архитектурных стилей, от подлинного классицизма до классицизма сталинского, от псевдорусской пышности до аскетичного конструктивизма.

Но сегодня моё внимание привлекает модерн. «Новый стиль», как называли его в России, когда он только-только вошел в моду.

В стиле русский модерн возводились вокзалы, банки, доходные дома, гостиницы и особняки. Здания в этом стиле не отсылают к прошлому и активно используют современные технологии. Ярким примером такой архитектуры стал петербургский Дом Зингера, купол которого завершается стеклянным шаром.

Дом Зингера
Дом Зингера

Самые известные памятники русского модерна на Поварской – это, конечно, два особняка, построенных по проектам знаменитого Льва Кекушева. Один из них, особняк Ивана Миндовского, по-прежнему прекрасен и узнаваем. Там сейчас расположено посольство Новой Зеландии. А вот второму особняку, где теперь посольство Кении, повезло меньше – первый же его владелец, купец Понизовский, немедленно его переделал, уничтожив практически все узнаваемые черты модерна и почерк мастера.

Помимо особняков, есть на Поварской и минимум три доходных дома, построенных в том же стиле. Это здание, известное теперь как «Поварская Плаза», архитектора Ольгерда Пиотровича. Очаровательный «Дом искусства», придуманный Валентином Дубовским для адвоката Иосифа Кальмеера и обильно декорированный художественными элементами, отсылающими к различным эпохам развития искусств – от античности до эпохи Возрождения. Доходный дом Милорадовича работы Романа Клейна.

"Поварская Плаза"
"Поварская Плаза"

При взгляде на эти дома понимаешь, что уже в самом стиле заложена идея роскоши. Он рационален, но не утилитарен, он позволяет себе быть избыточным и декоративным. Это стиль не выживающих, но живущих полной жизнью. Стиль штучных рукотворных вещей, призванных подчеркнуть индивидуальность и избранность человека, живущего в их окружении. Его необязательность симметрии, текучесть и прихотливость форм 120 лет назад стали воплощением новой свободы мысли, оригинальности и творческого начала.

Русский модерн пришел с новым веком и стал предтечей невероятных изменений не только в искусстве и моде, но и в промышленности, бизнесе, общественном укладе и политике. Модерном мир прощался с главенством аристократии, с многовековой системой общественной иерархии, с дамскими корсетами, чопорностью и ханжеством, с застывшими формами и устаревшими представлениями. Модерн вёл мир в новую эпоху, где ценится энергия, скорость, оригинальность мышления, индивидуализм и уникальность.

Фёдор Шехтель
Фёдор Шехтель

Неудивительно, что самые передовые и успешные люди начала 20 века вдохновились этим стилем. Судите сами. Степан Рябушинский, заказавший у Фёдора Шехтеля самый, кажется, известный в Москве особняк, был талантливым предпринимателем, банкиром, меценатом, основавшим, помимо прочего, один из первых российских автомобильных заводов – АМО (позднее – ЗиЛ).

Савва Мамонтов, крупнейший промышленник и меценат, стремясь построить самый роскошный отель в Москве, сделал ставку на лучших архитекторов и художников и модный «новый стиль». И не прогадал: его «Метрополь» великолепен и сегодня.

Известнейший книгоиздатель и просветитель Иван Сытин выбрал русский модерн для своего конторского дома на Тверской.

Иоганн Динг – человек, выпустивший первые российские макароны – и собственный особняк, и фабрику свою макаронную в Сокольниках отстроил в этом стиле. Прошло больше века, Иоганна Динга давно нет в живых, а прекрасные здания существуют, и фабрика по-прежнему работает (фото ниже).

Макаронная фабрика Динга
Макаронная фабрика Динга

Если изначально стиль появился как вызов, как противопоставление прошлому и существующему, то вековая история легко примирила его с прошлым, и сегодня он уже воспринимается как «классика», прочно ассоциируясь с традициями, что всегда является признаком стабильности и здорового консерватизма. Такое вот единство противоположностей – творческого начала и рационального, порыва и постоянства. Или, как гениально сформулировала Марина Цветаева: «Две любимые вещи в мире: песня и формула. То есть — стихия — и победа над ней». Цветаева, кстати, жила в двух шагах от Поварской, в Борисоглебском переулке, и выступала здесь же в Доме литераторов.

"Театральный дом"
"Театральный дом"

Словом, для сегодняшней Москвы модерн настолько традиционен и при этом современен, настолько комфортен и динамичен, что я совсем не удивилась, рассмотрев, наконец, воочию новый жилой комплекс на Поварской – «Театральный дом». И это тоже русский модерн!

Комплекс, что называется, с историческими корнями: три из шести корпусов построены на стыке XIX-XX веков. Сдержанные, но идеально выверенные неоклассические фасады поддерживают окружающую историческую застройку. При этом никакой показной роскоши, никакого избыточного декора. Потому что все самое «вкусное» здесь, самое впечатляющее – для внутреннего употребления.

-8

Нарядные фасады – не «под модерн», но с явной отсылкой к модерну – с изящными коваными деталями, со сложной расстекловкой окон, с плавными линиями декоративных элементов, чудесными цветными фризами и цветочными панно из майолики обращены во внутренний двор. А сам двор, напоминающий сад при городской усадьбе позапрошлого века, тих и безмятежен: здесь нет случайных прохожих, автомобилей, шума и суеты.

-9

В общественных зонах дома ощущение роскоши привносит отделка из сверкающего натурального мрамора, сложной конфигурации витражные входные двери из благородного дуба. Дорогие люстры из богемского стекла, стильные настенные светильники.

Фойе ЖК "Театральный дом"
Фойе ЖК "Театральный дом"

Квартиры в этом доме достаточно просторны – от 100 кв. метров. Но это не главное. Главное в том, что не создашь никаким дизайном интерьеров, и то, что и отличает по-настоящему великолепное жилье. Это идеальное расположение: в двух шагах от центра, но не на шумной магистрали. Это достойное окружение – Академия имени Гнесиных и музей П. И. Чайковского, ЦДЛ и Литературный музей, Театр киноактера, сразу несколько художественных галерей – кажется, на этой улице поселились все музы разом.

Это и аристократические объемы, и высоты квартир (в некоторых потолки выше 4 метров), огромные окна и великолепный вид из них. Район не высотный, и взгляд не утыкается в стены соседнего дома, а скользит по панораме московских улиц. Всё это позволяет создать не просто роскошное, но и в высшей степени индивидуальное жильё. Здесь будут к месту и разноуровневые полы, и драгоценный антиквариат, и современная дизайнерская мебель, и предметы искусства – всё, что составляет окружение состоятельного и образованного человека со вкусом.