Привет всем, и я рада, что вы зашли на мой канал!
Вчера, когда я вспоминала про посещение знаменитой Галереи Уффици во Флоренции, задумалась вот над каким вопросом.
Интересно, в музеях представлены только оригиналы, или они иногда заменяются копиями известных шедевров без ведома посетителей?
Почему я вообще задумалась об этом?
Целый зал Уффици посвящен творчеству самого известного флорентийского художника Леонардо да Винчи - там представлено три шедевра кисти мастера ("Крещение Христа", "Благовещение" и "Поклонение волхвов"). Несмотря на то, что эти картины представляют собой огромную ценность для всего человечества, посетители могут вплотную подойти к ним.
Да, картины в защитном стекле и как бы "вмонтированы" в стену. Однако любой человек при желании бы дотронулся до них без проблем или попытаться их испортить.
Напомню, зал с да Винчи выглядит так:
А вот этот шедевр не нуждается в представлении. Здесь можно поверить, что мы видим оригинал, за его безопасность мы можем не переживать (все та же Галерея Уффици):
В других залах Уффици все гораздо менее однозначно. Картины вот в этом зале просто огородили и все:
Что говорит на этот счет Интернет?
С этим вопросом я обратилась к Сети, но однозначного ответа на свой вопрос я так и не получила. В Яндекс. Кью один из экспертов утверждает, что выставлять копии в авторитетных музеях нет смысла, ведь это будет обманом зрителя. Другой искусствовед парирует, что в целях безопасности и сохранности шедевров, выставлять копии - абсолютно нормальное дело.
А ведь "теория заговора" ( о том, что в музеях от нас прячут оригиналы, а выставляют лишь копии) возникла не на пустом месте. Помните, сколько раз покушались на знаменитую "Джоконду"? Ее обливали кислотой, кидали в нее камнями.
Пытались испортить и картины известных российских художников. Так, например, картина Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван" была серьезно повреждена в 2018 году одним чокнутым персонажем, отчего холст был порван в трех местах, и по сей день находится на ресторации (поправьте меня, если что-то изменилось). Получается, мы действительно можем легко лишиться великих шедевров.
Помните, как два года назад в Третьяковке украли картину Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым"? Я была на этой выставке именно в момент кражи, буквально в соседнем зале. Еще тогда меня поразило, как просто и легко можно подойти к картине вплотную, и, например, испортить ее при желании. Так ведь и произошло примерно через 15 минут после моего посещения зала с картиной - похититель без труда снял ее и вынес из зала, а затем из музея.
После того, как нашли вора, в Интернете возникло множество теорий, одна из которых - о том, что это не похищение, а всего лишь хитрая замена картины на копию, которую хотел провернуть сам музей.
Вот, к примеру, одна из самых великих картин Куинджи была представлена публике на той самой выставке вот так (то есть без каких-либо преград):
В истории было несколько случаев, когда даже великие музеи официально обвинялись в "подлоге". Самый последний резонанс в обществе вызвал скандал с выставкой "Фаберже - ювелир Императорского двора", которая проходила несколько месяцев назад в Эрмитаже. Ряд коллекционеров и экспертов назвали экспонаты выставки подделкой. Сам музей окрестил эти нападки "наездом конкурентов".
Кстати, в России есть один крупный музей, который нельзя обвинить в замене оригиналов предметов искусства на копии - потому что он изначально создавался как "музей копий". Это Пушкинский музей в Москве. Первая же скульптура, которая встречает посетителей в музее - это "Давид" Микеланджело, гипсовая копия великого оригинала из мрамора, который стоит во Флоренции.
А вы верите, что в музеях нам показывают только оригиналы? У вас есть теория на этот счет?