Второй сын Анастаса Ивановича Микояна – революционера, партийного и государственного деятеля, члена Политбюро ЦК ВКП(б) с 1935 г., заместителя председателя Совнаркома с 1937 г., наркома внешней торговли в 1938 -1949 гг., – Владимир Анастасович Микоян родился 26 января 1924 г. на Кавказе, в г. Кисловодске.
До 1926 г. семья Микоян жила в Ростове-на-Дону, затем, в связи с назначением Анастаса Микояна на ответственную государственную должность, переехала в Москву. Учился в средней школе № 32 им. Лепешинского Ленинского района столицы.
С началом Великой Отечественной войны Владимир Микоян добился досрочного( после 9-го класса) зачисления в Качинскую военную авиационную школу. Ускоренный курс обучения закончил в феврале 1942 г. Присвоено воинское звание «лейтенант».
Вначале служил в запасном авиационном полку под Москвой, где освоил отечественный истребитель ЯК-1, и «Харрикейн» английского производства. Присвоено воинское звание «старший лейтенант».
И всякими правдами и неправдами Микоян рвется на фронт. Степан вспоминает: «Володя сказал отцу: «Отец, я не могу оставаться в стороне, когда кругом беда». Отец долго молчал, потом, вздохнув, сказал: «Если надумал, сынок, иди. Беда у нас на всех одна». И вот он защитник Сталинграда, куда он прибыл в составе 434 иап. С сентября 1942 г. Владимир Микоян в составе 434-го истребительного авиационного полка на Донском фронте, в качестве адъютанта авиаэскадрильи (прежнее название должности начальника штаба авиаэскадрильи), выполнил несколько боевых вылетов.
18 сентября летчики 434 иап выполнили два полковых вылета тремя группами по восемь самолетов на прикрытие своих войск. «Ни одна вражеская бомба не должна упасть на войска!», - таков был строгий приказ. В ходе этих вылетов летчики осуществляли перехват немецких бомбардировщиков за линией фронта, вынуждая их своими атаками сбрасывать бомбы не долетая до цели. В первом вылете удалось разогнать несколько десятков бомбардировщиков и сбить восемь Хе-111. Во втором вылете вновь встреча с большим количеством бомбардировщиков и сопровождающих их Ме-109. Вот как описывает это Степан Микоян: « Во втором вылете мы тоже вначале вели бой с большим количеством бомбардировщиков, и я опять стрелял только с пушки(отказали оба пулемета БС- прим. автора).А потом снова появились «мессера». В небе кругом – и снизу и сверху – самолеты, большего всего немецкие. Сотни самолетов – Хе-111, Ю-88, Ю-87 и , наконец, сверху Ме-109. Передо мной то и дело возникают вражеские самолеты, я вместе со всеми стреляю, стреляют летчики, которые идут ниже и сзади. Мы некоторое время крутились в «карусели», а потом выходили из боя и возвращались домой, как и тогда, разрозненными парами и четверками сквозь густую дымку».
После двух вылетов полк перелетел на другой аэродром, поближе к линии фронта, Б. Ивановка. После тяжелых , напряженных вылетов, с проведенными воздушными боями, летчики были вымотаны и усталыми. И хотя эти бои прошли без потерь, но настроение пилотов было подавленным. После заправки самолетов и подготовки их к вылету сформированы новые группы: одну из тринадцати самолетов, должен вести капитан Избинский и вторую, из четырех звеньев, должен возглавить инспектор А. Семенов. Володя Микоян в двух предыдущих вылетах не участвовал из-за неисправности его самолета и уговорил Клещева, который на этот раз не вылетал, дать ему самолет Степана( Степан был ведомым у Клещева). Володя полетел в группе Избинского его ведомым. Минут через десять полета с земли сообщили, что к району патрулирования с северо-запада приближаются вражеские самолеты. Летчики усилили наблюдение и вскоре увидели несколько точек. Насчитали девять «Ме-109», которые шли на «расчистку воздуха» перед появлением здесь бомбардировщиков. Группа Семенова развернулась для атаки. Противник попытался уклониться от нее ввиду явного неравенства сил. «Мессершмитты» начали отворачивать и набирать высоту. Но там они попали под огонь нашей пары прикрытия. Атаки на близких расстояниях, огонь, короткие предупреждения товарищей:
- Береги хвост.
- Смотри! Слева…Слева…Слева…
На земле из динамика командир полка слушает разговор, происходивший за линией фронта, высоко над землей:
- Вот он, справа. Видишь? Давай за ним. Это «мессер» Заходи сверху! Давай огня, давай! Круче, круче…Ага, задымил! Горит, как свечка!
Иван Клещев, посмотрел на часы и сказал радисту:
- Передайте Гаранину, слышали бой! Молодцы! Через десять минут взять курс на аэродром.
Когда этот вражеский истребитель был сбит Гараниным, остальные, включив максимальный режим, со снижением ушли на запад. Стало ясно, что сюда бомбардировщики уже не придут. Так и случилось в действительности. Со станции наведения сообщили их новый район появления. Семенов приказал Избинскому и Шишкину атаковать бомбардировщики, а сам с двумя звеньями остался над Котлубанью, так как имелся строгий приказ не оставлять указанный район патрулирования. Восьмерка «Яков» с набором высоты ушла в северном направлении. На дальних подступах к Сталинграду они встретили «юнкерсов», атаковали и двух сбили. Остальные начали уходить со снижением. В конце этого тяжелого боя Володя Микоян догнал немецкий бомбардировщик и двумя-тремя очередями поджег его. После атаки Володя вышел разворотом вверх, чтобы удобнее было зайти в атаку на другой самолет, но в этот момент сверху, со стороны солнца выскочила пара «мессеров». Пара "охотников" улучила момент, когда летчик "Яка" увлекся атакой бомбардировщиков и стремительно атаковала его. Летчик Хользунов пытался отсечь ее огнем, но у него отказала пушка, а патронов в пулеметах уже не было. Другие летчики ни чем не могли помочь Володе – слишком неожиданно и стремительно тот атаковал противника. Сергей Долгушин шел на помощь со своей группой и находился километрах в 5. Он видел, как немецкий самолет спикировал на наш самолет и открыл огонь с очень короткой дистанции. Наш самолет медленно перевернулся и пошел к земле, потом в какой-то момент выправился в горизонтальный полет, но вдруг снова клюнул вниз и отвесно врезался в землю. Очевидно, немецкие снаряды попали в Володю, так как он не выпрыгнул с парашютом. Место его гибели не было найдено, хотя Долгушин видел момент падения самолета и, вернувшись на аэродром точно показал Клещеву место на карте в 12 км за линией фронта у излучины оврага недалеко от станции Котлубань.
Группа Избинского после боя вернулась в район патрулирования и он доложил по радио, что они разогнали «юнкерсов»….» Степан Микоян вспоминает: «Когда группа возвратилась и заходила на посадку, мы увидели, что не достает двух самолетов. На мою стоянку никто не зарулил. Может быть, Володя зарулил по ошибке на стоянку своей эскадрильи? Клещев взял меня в машину и мы поехали вдоль самолетов. Но моего самолета нигде не было…. Клещев повел меня в столовую, где уже собирались летчики. … «Водку на стол! Мне тоже налили, но я не мог пить, зубы стучали о стакан. Меня все-таки заставили выпить, выпили и остальные. Не было заметно, чтобы кто-то опьянел – я понял, что это лишь сняло напряжение….». Летчики первой эскадрильи, в которой летал В. Микоян, написали на фюзеляжах своих самолетов: «За Володю». Так ее потом и называли: «Эскадрилья «За Володю».
Прикрывая станцию, полк в этот день уничтожил 15 самолетов врага, потеряв своих три и одного пилота – Владимира Анастасовича Микояна.
Спустя много лет очевидец последнего сражения Павел Петроченко рассказал о том бое. Павел Петроченко и его товарищи( плененные немцами) видели, как от удара о землю пилота выбросило из кабины истребителя. Когда гитлеровцы подбежали к месту падения, лётчик был уже мёртв. Немцы набросились на погибшего, пытались содрать с него кожаный реглан, сапоги, но сделать этого не удавалось. Но когда они отыскали в карманах гимнастёрки какие-то документы, послышались возгласы «Микоянов зон», «Микоянов зон» (сын Микояна).
Пленным русским солдатам было приказано захоронить тело лётчика.
Выписка из журнала боевых действий 434 ИАП:
«…18 сентября 1942 г. Аэродром вылета – Б.ИВАНОВКА.
Задача – прикрытие станции КОТЛУБАНЬ.
Время вылета – 12.45. Время посадки – 13.45.
Взлетело – 13.
Летчики: ИЗБИНСКИЙ, БАКЛАН, ГАРАНИН, ХОЛЬЗУНОВ, КАРНАЧЕНОК, ЛУЦКИЙ, МИКОЯН В., ГОРШКОВ, ДОЛГУШИН, ПАРФЕНОВ, КАЮК, САВЕЛЬЕВ, ПРОКОПЕНКО.
Приземлилось – 12».
При подготовке статьи использованы материалы из интернета
http://gg34.ru/news/society/9546-70------------.html и книги М.П. Марковой
"Полк асов особого назначения" Москва 2005 год.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Всего доброго!