Прежде чем говорить о кризисе первого года жизни, нужно понять, чей это кризис - ребенка или родителя. Конечно, однозначного ответа здесь не будет, но держать этот вопрос в голове нужно. Ведь часто любое поведения ребенка мы списываем на кризис. Но это игра не в одни ворота.
В годовалом возрасте ребенок уже чувствует и ведет себя как отдельная личность. Он начинает сидеть, ходить, стараться как можно больше посмотреть и потрогать.
Он становится более резким, непредсказуемым в своих реакциях, растет интерес к окружающему миру. И тут очень многое зависит от мамы. Как она чувствует своего ребенка, как она принимает новые, изменившиеся условия? Часто бывает так, что мама не всегда готова его отпустить и всячески старается “бороться” с новыми эмоциями малыша. Но для гармоничного психологического развития ребенка лучше постараться создать такие условия, чтобы эти эмоции “утилизировались”.
Например, в этом возрасте отличный выход эмоциям дает плавание. В бассейне для таких крох нет строгих правил. Плавание - это работа с телом, а эмоции - это ответ тела на происходящее вокруг. В бассейне ребенок получает возможность «утилизировать» свои эмоции. Он может вести себя бурно, но при этом находится в безопасности, под присмотром инструктора и без запретов на выход эмоций (про запреты мы поговорим в следующем посте).
Важно помнить, что независимо от того, ходил ребенок на плавание или нет, примерно раз в год будет у него будет происходить то, что мы привыкли назвать “кризисом”. Потому что во время взросления у малыша расширяются возможности для удовлетворения своих потребностей. Очень важно, чтобы в этот период кроме родителей около ребенка был грамотный взрослый-наставник, который тоже ему будет постепенно открывать мир с любовью и полным принятием малыша. Например, наши инструктора специально для этого проходят углубленное изучение детской психологии и регулярное повышение квалификации. Они учатся принимать все эмоции ребенка и родителям также желательно это уметь.
Если мы говорим малышу «Не болтай» или “Не реви», это лишает ребенка возможности выплескивать свои эмоции - он начинает их закрывать, а потом в какой-то момент может случится прорыв. Если же мама утешает и говорит: «Поплачь, я рядом», эмоциональный фон ребенка остается нормальным. То же самое делают и наши инструктора. Они дают возможность малышу выплакаться.
Если мы предоставляем ребенку возможность выплеснуть свои эмоции, то его кризисные возрастные изменения проходят спокойно и практически незаметно.
Обратите внимание, в своих постах я уже рассказывала:
Как не вырастить невротика - наиболее частые ошибки родителей