Вторая, критическая фаза нормативных кризисов.
Третий этап критической фазы. Рефлексия.
Возвращаясь к моменту, на котором оказывается пройденным второй этап критической фазы нормативного кризиса (конфликт), заметим, что ребенок начинает понимать, что его собственных способностей недостаточно, чтобы по-настоящему повзрослеть.
Именно в этот момент создаются условия для преодоления кризиса и появляется истинная мотивация новой деятельности. Ребенок обнаружил новое "жизненное значение". Но прежде, чем критическая фаза нормативного (возрастного) кризиса сможет быть окончательно пройдена, должна произойти рефлексия собственных способностей, их осознавание. Рефлексию здесь мы рассматриваем как этап кризиса. Ее главная задача - преодолеть пропасть между желаемым и реальным.
Л.С.Выготский приводит примеры поведения семилетних детей, которые отказываются от бесплодных попыток выполнить неуспешное действие. Это обобщение переживания (как называет происходящее Выготский) происходит именно на этапе рефлексии, когда у ребенка возникает понимание того, как все-таки соотносятся его реальные возможности к идеальной форме - к желаемому.
Известно, что к концу седьмого года жизни ребенок научается различать, дифференцировать Я-реальное и Я-идеальное. При этом Я-реальное становится ниже, чем раньше, так как самооценка более четко калибруется. Такая же тенденция к дифференциации самооценки прослеживается и у младших подростков. В исследованиях по самооценке (англ. self-esteem) у детей 11-12 лет обнаружено падение оценок реального Я. Поэтому мы можем предположить, что падение самооценки (или ее дифференциация) в конце критического периода и является свидетельством того, что присвоение своей реальной позиции произошло.
Но вспомним, что в предкритической фазе ребенок «уверен» в своих собственных возможностях, он легко принимает новую социальную роль, не заботясь о соответствии своих собственных возможностей требованиям новых ситуаций. На третьем же этапе критической фазы, с помощью рефлексии возникает, например, полноценная школьная готовность, а не игровое желание идти в школу.
"Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в -это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнении и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.
Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит»." (Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет).