По данным DataTrek Research, рынки не будут учитывать возможность появления беспилотников на дорогах в первой половине этого десятилетия. Технология беспилотных автомобилей всегда была скорее долгосрочным проектом.
Сейчас 2030–2040 гг. выглядят более реалистичным сроком, и это хорошо с макроэкономической точки зрения, учитывая количество людей, занятых в традиционной транспортной отрасли.
«Откровенно говоря, даже когда AV-технология была ещё очень далека от реализации, мы задавались вопросом, действительно ли ее сторонники понимают все экономические последствия», — пишут соучредители DataTrek Research Николас Колас и Джессика Рэйб.
«Это не Amazon (AMZN), который вкрадчиво входил в розничную торговлю на протяжение более чем десяти лет. Та неторопливость позволила рабочей силе США адаптироваться; многие работники, ранее занятые в магазинах розничной торговли, перешли в сферу отдыха и в гостиничный бизнес. Когда появятся беспилотники, массовое их внедрение будет очень быстрым, потому что их преимущества очевидны».
Они также считают, что внедрение беспилотников будет куда значительнее для мира, чем появление iPhone, и что «постпандемический мир не сможет достаточно быстро адаптироваться к изменению глобальной автомобильной и транспортной отраслей».
Более длительное время для перехода на беспилотники также хорошо работает для адаптации традиционной автомобильной промышленности, которая только переходит на производство электромобилей.
DataTrek нравится General Motors [GM] за ее планы по производству электромобилей и отсутствие производства в Европе, где избыток производственных мощностей уже является серьезной проблемой.
Тем не менее, сервисы для пассажиров – такие как Uber [UBER], Lyft [LYFT] и Didi Chuxing [DIDI] — столкнутся с проблемами, так как не смогут масштабироваться как технологические компании без внедрения беспилотников.
«Технологическая бизнес-модель заключается во-первых, в создании платформы и во-вторых, увеличении доходов с помощью этой платформы с небольшими или нулевыми предельными затратами или усилиями», — добавляют Колас и Рабе. — «Первоначально компании, предлагающие поездки, предполагали, что беспилотники вскоре заменят людей-водителей, и поэтому создание клиентской базы в управляемом водителями мире было нормальным, потому что AV-технология в конечном итоге позволит бизнесу масштабироваться».
Переоценена ли Tesla без AV? Илон Маск сделал что-то удивительное, создав линейку очень желанных электромобилей, но без по-настоящему автономного вождения. [TSLA] – это просто очередная великая автомобильная компания, хотя ее высокая оценка подразумевает ее как технологическую компанию.
Поэтому Колас и Рабе советуют воздержаться от покупки акций Tesla и каршеринговых компаний до тех пор, пока не начнется полноценное внедрение беспилотников. Конечно же, это не точка зрения Кэти Вуд из ARK Invest, одной из самых больших сторонников Tesla, у которой [TSLA] является крупнейшим холдингом в ее флагманской компании ARK Innovation ETF [ARKK].
Составители: Игорь Гуревич, портфельный управляющий laurels
Виктория Стасюлевич – редактор weknow.market